Талант и точка

№39 (420) от 7 октября 2005 г.

Брошь «Бабочка» хранится в Государственном Историческом музее.

Наша художница возрождает редкую технику классической живописи.

Валентина Авдеева не любит рассказывать о себе, но ее творения говорят о ней больше, чем ей, возможно, хотелось бы.

Они хранятся в самых известных музеях России, Германии, Франции, Польши, Индии, США. Валентина Алексеевна создает уникальные ювелирные украшения в технике миниатюр на горячей эмали. Это искусство долгое время — практически с XVIII века — находилось в забвении. Но художнице родом из Устюжны удалось возродить его.

Имя Валентины Авдеевой значится в книге «История ювелирного искусства XVI­XX веков» в списке самых выдающихся мастеров­ювелиров. В искусстве она талантлива и успешна, в жизни — не понята окружающими.

Художница от Бога

С детства Валя предпочитала играм карандаши и краски. Ее рисунки были не по­детски талантливыми, но уже тогда ее считали слишком замкнутой девочкой. Об этом рассказывают ее знакомые и одноклассники, живущие в Устюжне.

Первоклассница Валентина точно знала, что станет художницей. Девочка увлекалась портретом, как другие в ее возрасте куклами, — в школе рисовала всех одноклассников, а дома — семью. Увлеченно работала над пейзажами. «Мне просто нравилось, — объясняет она. — Я могла встать в 4 утра и отправиться рисовать пейзажи. Я получала от этого удовольствие». В 14 лет Валентина стала самой юной участницей выставки вологодских самодеятельных художников. Ее картина «Богородице­Рождественский собор ранней весной» очаровала и профессионалов, и зрителей.

В 16 лет девушка уехала из Устюжны и поступила в Московское художественное училище им. Калинина. Ее сокурсники, в то время как остальная молодежь тайком слушала «битлов» и бегала на танцы, словно жили в другом веке — во времена Репина и Брюллова. Они часами «пропадали» в музеях и аудиториях.

Именно в музее Валентина впервые увидела коллекции миниатюрной живописи на горячей эмали. Выпускники училищ выбирали одно направление — соцреализм и организованно шли писать портреты строителей коммунизма. Валентина же к концу обучения решила, что будет заниматься горячей эмалью. Когда­то, особенно в эпоху Петра I, в этой технике создавались настоящие шедевры, которые были по карману только монархам.

В стране развитого социализма никому были не нужны уникальные украшения. Само слово «финифть» (горячая эмаль) употреблялось как синоним безвкусной дешевки. Только Ростов Великий еще сохранял остатки былого величия. Туда в поисках секретов мастерства отправилась Валентина.

«Священник Алексей Мечев». В последнее время художница много пишет для Русской Православной церкви.

Бой за классику

Вместо тайн молодая художница обнаружила фабрику «Ростовская финифть», где в массовом порядке штамповали безликие изделия. Единицы из мастеров могли чему­то научить. Но Валентина была благодарна и крохам знаний: под руководством этих художников она овладела техникой старых миниатюристов. Первые изделия — подвеска «Рассвет» и колье «Розы» — оповестили знатоков, что в стране появился новый талант.

В 1976 году у художницы родился сын Николай. Два его детских портрета Валентина Алексеевна выполнила в технике точечной живописи — пуанктиль. Точки пуанктиля видны только через лупу. Они наносятся беличьими кистями в два­три волоса. Но даже художники ее работы не приняли: люди просто не понимали, зачем нужна эта академичность накануне XXI века в эпоху авангарда и конструктивизма.

Но Валентина Авдеева стирала эпитет «скучный» рядом со словом классический — в ее безумно талантливых работах дышала жизнь. Очень скоро изделия стали активно закупать музеи. В технике пуанктиль она создала серию портретов классических композиторов — Шопена, Моцарта, Баха, Бетховена. Для этих работ Валентина Алексеевна открыла собственную авторскую технологию. Постепенно стали появляться госзаказы — художница написала портреты космонавтов: Гагарина, Терешковой, Савицкой, множество других работ.

С 1981­го года Валентина Авдеева — свободный художник. В изменившейся стране появились женщины, готовые носить произведения искусства, мужчины, имеющие возможность за это платить: какие­то работы художница создает для частных коллекций. Но сейчас она все больше работает для Русской Православной церкви, пишет иконы маслом. В музее родной Устюжны хранится подаренный ею портрет Шопена. Знатоки искусства до сих пор в недоумении: трудно поверить, что художник такого уровня воспитывался не в столичной элитной школе живописи, а в маленьком райцентре. Тем не менее именно здесь, в Устюжне, сформировался уникальный сплав целеустремленности, таланта и силы воли…


Решили стать самостоятельным человеком и жить отдельно от родителей? Сейчас находитесь в поиске квартиры, которую хотите купить для жилья? Посетите сайт r-nedvig.ru, где представлены лучшие квартиры новостройки по очень доступным ценам. Читайте больше информации, узнавайте стоимость предложенных квартир, читайте отзывы и вас обязательно заинтересует какой-нибудь вариант. Удачной вам покупки и счастливой новой жизни. Мы вас ждём!

39
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.