Кудесники из прошлого

№1 (433) от 11 января 2006 г.

Век назад наши предки тоже верили в чудеса и гадания.

Самые страшные и одновременно необычные вещи, как известно, происходят в Святки — время от Рождества до Крещения.

Вологжане всегда проводили эти дни шумно и весело: наряжались, гадали, варили кутью и собирались на семейные трапезы или посиделки. Языческое название зимних святок — коляды. В Вологодской губернии это слово порой заменяли синонимом «кудеса». Призвав на помощь нечистую силу, колдовские чары, заговоры и ворожбу, любили прадеды покудесничать в зимние святки.

В этот период небезопасно было подходить к колокольне, и лишь отчаянные люди решались гадать рядом со звонницами. Народное воображение не поскупилось населить колокольни духами и темными силами. При первом ударе в колокол редко кто осенял себя крестом, осмеливались креститься только тогда, когда слышали второй или третий звон. Причина в том, что с первым ударом от колокольни будто бы отгоняются демоны.

Свет мой, зеркальце, скажи!

На Крещенье девушки садились на овчину у проруби, зажигали свечи и в полной тишине ждали, когда спокойная гладь воды всколыхнется. Тогда моментально зачерпывали воду и смотрелись в нее, пытаясь разглядеть, что же их ждет.

Еще в ночь на Крещенье юные особы варили «лепетунью». На сковородку наливали воду, клали камень, а сверху пучок льна, который поджигали и закрывали горшком. Если вода втягивалась в горшок быстро и с шумом, значит, свекровь окажется злая и сварливая. Если процесс происходил спокойно и бесшумно, то со второй мамой должно непременно повезти, достанется мудрая и не скандальная.

Накануне Крещенья, когда все домашние отправлялись в церковь на вечернюю службу, дочка время не теряла: доставала на стол тайком испеченные пироги, рядом ставила два стула, садилась на один из них и приглашала суженого разделить с ней трапезу. Вскоре ничего не подозревающий, словно заколдованный, перед ней появлялся юноша и присаживался на второй стул. Сначала девушка молча смотрела на него, затем, вдоволь наглядевшись, произносила роковую фразу: «Чур меня, полно!» и вцеплялась в одежду уходящего молодого человека. В итоге в руках у нее оставался клочок ткани, по которому невеста в ближайшее время безошибочно узнавала своего жениха.

Если замуж невтерпеж…

Если в доме имелись три двери, водой трижды обливались их петли (скобы) со словами: «Лью­полью, у суженого глаза залью, приходи жаловаться матушке (или батюшке, возможны варианты в зависимости от того, кто пользовался большим доверием)». Далее следовало подождать, пока предназначенный судьбой отрок невзначай явится и расскажет, откуда родом, чем занимается и так далее со всеми подробностями. Узнать характер потенциального супруга помогало и сено. Клали немного под скатерть на стол, а те, кому замуж было невтерпеж, по очереди вытягивали по травинке и сравнивали. У кого соломинка длиннее, семейные узы обретет раньше всех. Если к тому же стебелек попался неломкий, мягкий, значит, муж будет покладистым.

Популярным, особенно в сельской местности, считалось гадание с помощью коня. Будущая невеста надевала на голову животному мешок, завязав его на шее. После чего садилась верхом задом наперед, брала в зубы хвост и гнала коня. Если он шел к воротам, то девушка могла рассчитывать на скорое замужество. Если в сторону хлева или к забору, увы, наступивший год свадебными хлопотами не порадует, явно никто не посватается.

Некоторые предпочитали иной способ гадания, видоизмененные отголоски которого докатились и до XXI века. Перед сном съедали смесь, приготовленную из одной чайной ложки соли, такого же количества муки и воды. Под подушкой выкладывали из тонких лучинок колодец (сегодня его частенько мастерят из спичек, забывая об остальных этапах ритуала), рядом ставили маленькое, с наперсток, восковое ведерко. При этом приговаривали: «Суженый, ряженый, приходи ко мне воду черпать, приноси мне пить!». Дополнительно в широкий рукав лежавшей рядом одежды завязывали черного таракана­лапотника, чтобы он мог свободно перемещаться внутри. Гадальщица верила в способность насекомого провести жениха по комнатам, соответственно она его непременно увидит во сне.

Жертвы Деда Мороза

Личность Деда Мороза вологжане тоже не отрицали. В привычном для нас облике доброго и симпатичного старичка он появился в 1840 году в рассказе князя и писателя Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Это была литературная обработка народной сказки «Морозко» — про недоброго деда, который не приглянувшуюся ему ленивую девушку заморозил насмерть. В смягченном варианте произведения писателя ленивице достается не смерть, а всего лишь ожерелье из сосулек.

С момента появления Дед отнюдь не был душкой. Язычники представляли Морозко в виде старца, управлявшего миром с помощью своего посоха. Согласно легендам в день зимнего солнцестояния сурового дедулю требовалось умилостивить. Ублажали его юной девушкой, которую привязывали к дереву и оставляли замерзать в дикий мороз. Замерзнет — значит, жертва принята.

Мешок Деда Мороза поначалу предназначался отнюдь не для подарков, а, напротив, — для сбора подношений. Только к 1880 годам зеленая красавица елка и мешок с подарками прочно увязались с образом лесного старика. Если изначально посохом жестокий сказочный герой колотил непослушных детей или запугивал их страшными сказками, то теперь дедушка подобрел: наверное, потому что женился на Весне.

Мыло от загара

Вступая в 1906 год, вологжане строили новые планы, мечтали о счастье и задумывались о рождественских подарках. Рекламные объявления предлагали за 85 копеек приобрести отрывные календари на новый год «с подробными сведениями, необходимыми как для гражданских и военных учреждений, так и для частных лиц». В качестве бесплатного приложения покупателям вручалась иллюстрированная сотней рисунков брошюра профессора фон Эсмарха «Подача первой медицинской помощи в несчастных случаях». К этому времени уже канули в Лету календари «столетние», прежде в них печатали метеопрогнозы 100­летней давности, ведь господствовало убеждение, что погода повторяется ровно через век.

На полках вологодских аптечных и парфюмерных магазинов лежало «благовонное туалетное борно­тимоловое мыло высшего достоинства». В 1893 году провизор Г.Ф.Юргенс продемонстрировал его в Лондоне и получил золотую медаль, что позволило ему присвоить своей продукции высшую степень и утверждать: мыло обладает дезодорирующими свойствами, избавляет от излишней потливости, прыщиков, пигментных пятен, веснушек и, самое главное, от загара!..

Столетие назад жизнь шла своим чередом, люди рождались, влюблялись, делали карьеру и получали награды. 23 декабря 1905 года газета «Вологодские губернские ведомости» поделилась с читателями приятной новостью: российский император пожаловал нашему губернатору действительному статскому советнику Александру Александровичу Лодыженскому орден Святой Анны I степени, чтобы у первого лица не пропало желание творить добрые дела и способствовать процветанию Вологодчины.

12
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.