Рождественская фантазия

№3 (538) от 23 января 2008 г.

По словам Александры Румянцевой, ей не нравится, когда с куклами, авторскими и фабричными, обращаются грубо и небережно. | Фото Ирины Шевелевой

Композиция «Мыши» пользуется популярностью у зрителей: многие фотографируются на ее фоне.

В музее «Мир забытых вещей» ее выставка продолжит работу до 10 февраля. Особым вниманием экспозиция пользуется у детей, а одной из любимых тем творчества художница называет семью. «Среди молодых людей сейчас редко встретишь человека, глубоко задумывающегося о жизни, а вот Саша другая, и работы у нее особенные. К нам приходят малыши-детсадовцы, и им настолько нравится эта выставка: например, сегодня одна девочка просто не могла отойти от пушистого кота на одной из композиций — все хотела погладить», — рассказывает Татьяна Касьяненко, заведующая филиалом музея-заповедника домом­музеем «Мир забытых вещей».

Работай не локтями, а душой

Композиция с пушистым котом называется «Дама с зонтиком» и является частью выставки, посвященной Рождеству. Александра Румянцева, автор всех работ, закончила столичный библиотечный техникум, но работает в фотомагазине, занимается баскетболом, отлично справляется с ниткой и иголкой. По словам самой девушки, творчество помогает ей сохранить искреннее отношение к миру. «Современная жизнь требует от нас: «Работай локтями, будь успешной!» Но иногда хочется просто остановиться и остаться собой», — говорит художница. Именно поэтому одна из ее любимых тем — семья и дети, ведь никто, кроме малышей, не умеет так наивно и непосредственно радоваться миру, а где дети, там и сказки для них.

Все работы Саши Румянцевой так или иначе связаны с волшебством — тут и семья мышей, зимним вечером собравшаяся у камина (кстати, куклы­мыши высотой чуть пониже 5-летнего ребенка), и панно «Рождественские открытки», и «Цирк», и «Маленький принц». Они похожи на застывшие сказочные сюжеты: чуть-чуть фантазии, и картинки оживут. «Поскольку музей «Мир забытых вещей» реставрирует старинный быт дворянских семей, то и выставка у нас получилась стилизованной под Рождество в дворянском доме, — поясняет Александра Румянцева. — Скажем, родители вполне могли оформить так детскую к празднику».

По словам художницы, в экспозиции есть работы, выполненные в народном стиле, — в основном это куколки­елочные игрушки, и есть мотивы и отдельные фрагменты, отсылающие зрителя, скорее, к западным традициям новогоднего праздника, например, чулок для подарков, висящий над камином. Кстати, даже самые небольшие детали выставки такие, как этот чулок, сделаны вручную. Как пояснила Александра, особенно трудны для исполнения маленькие куклы и мелкие предметы — части одежды, обуви, аксессуары. Материал художница использует самый разный — от шелка до дерева, но в основном это деликатные ткани.

Сашенькины сказки

Почти у каждой работы есть собственная история создания. Например, композиция «Маленький принц» появилась после того как художница прочитала сказку Антуана де Сент­Экзюпери. «Для меня книга стала рубежом между детством и взрослой жизнью. После ее прочтения даже внешне я изменилась — сделала более короткую стрижку. Больше всего меня поразили размышления писателя о нашей ответственности за то, что происходит с нами и нашими близкими. Эта ответственность должна быть и в детстве, но, став взрослыми, возможно, мы должны почувствовать ее еще сильнее», — говорит Александра.

Как рассказала Саша, некоторые куклы обладают весьма капризным характером. «Будто требуют от художника, к примеру, «Хочу такие сапожки, а не другие». Делаешь, а ей не подходит — некрасиво. И так намучаешься, пока угодишь — только сделаешь модель обуви, а кукле не нравится, и приходится распарывать, и все заново, а работа миниатюрная, так что порой дело доходит чуть не до истерик», — рассказывает Александра.

Мыши в композициях Саши тоже появились не случайно. «Во многих сказках мышь — отрицательный персонаж, например, в «Дюймовочке», но все­таки мыши, символ наступившего года, связаны с домашним очагом, они семейные существа», — делится ассоциациями художница. Именно поэтому зрителю она представила целое мышиное семейство. Вот Бабушка-мышь вяжет чулок, ее примерная внучка Умница сидит рядышком, а напротив другой внучок — Шалопай — примостился на сундуке. Кстати, музейные работники заметили, что на сундуке сидеть примерно ему трудно — кукла все время падает. Старший брат — Мышь­подросток — выглядывает из-за елки. Семья греется у яркого камина, на котором и чулок для подарков, и свинья-копилка на каминной полке как символ уходящего года, и, кажется, Бабушка рассказывает внукам свою, мышиную версию «Щелкунчика»…

19
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.