Взгляд через стекло

№11 (546) от 18 марта 2008 г.

Александр Петров работает за специальным столом. Снизу светит лампа на матовое стекло. На стекле лежит лист прозрачного пластика — на нем рисуют. Сверху процесс снимает камера и передает изображение на экран компьютера.

Семья Александра Петрова, «оскароносного» режиссера-мультипликатора, имеет вологодские корни.

«Моя мама родилась в селе Старое Вологодской области. До сих пор на вологодской земле живут наши родные. Сейчас я стараюсь ближе узнать свою родню. Я не чувствую себя в Вологде так, будто приехал куда-то в незнакомое место. Напротив, я ощущаю себя здесь так, будто это немножко моя Родина», — признался Александр Константинович.

Режиссер посетил областную столицу 12 марта. В этот день в художественной галерее «Красный мост» состоялось открытие его выставки, посвященной созданию фильма «Моя любовь». Лента была номинирована на «Оскар2008». Она создана по повести Ивана Шмелева «История любовная» и рассказывает о первой любви гимназиста Антона к горничной Паше. В картине настолько удачно передана борьба между целомудрием и первой любовной страстью, что Русская Православная церковь назвала «Мою любовь» лучшим христианским фильмом года.

Кстати, буквально все работы Александра Петрова стабильно получают престижные награды на самых известных кинофорумах. Только американские киноакадемики «привечали» российского режиссера четыре раза. За один из фильмов — «Старик и море» — в 2000 году Александр Константинович получил заслуженную награду. До этого на «Оскар» номинировались картины «Корова» и «Русалка».

Пальцами по стеклу писано

«Корова» — дебютный мультфильм мастера. «Все мое детство в нем отпечаталось», — рассказывает Александр Константинович. На пресс?конференции в Вологде режиссер вспоминал начало творческого пути. Он родился 17 июля 1957 года в селе Пречистое Ярославской области, на границе с Вологодчиной. Еще в юности мечтал о творчестве. После окончания художественного факультета ВГИКа работал постановщиком анимационных картин. Но по-настоящему добился успеха, когда стал использовать уникальную технологию создания мультфильмов.

Александр Константинович рисует свои работы преимущественно кончиками пальцев масляными красками по стеклу. Затем стекло просвечивается снизу. Это невероятно трудоемкий процесс — для того чтобы снять самое небольшое движение персонажа, необходимо нарисовать несколько картинок, каждая из которых является самостоятельным произведением искусства. Кадры из мультфильма напоминают произведения импрессионистов.

Как пояснил сам режиссер, в России всего около десяти человек использует этот же способ, во всем мире — человек сто. «Как художник-постановщик я пробовал себя в разных техниках, но масляная живопись более органична для моих идей и моего темперамента. Почему так сложилось, я не знаю, но этот метод сразу лег на мой материал. Это чистая интуиция, случай», — считает Александр Константинович.

«Вы в мультфильмах не снимались?»

Этот вопрос из известного анекдота по отношению к анимационным лентам Александра Петрова не лишен смысла. Дело в том, что у персонажей его картин есть реальные прототипы. «Так повелось, что я практически с первого фильма находил прототипов для своих персонажей, как правило, среди моих близких — из числа друзей и семьи», — говорит режиссер. Его даже упрекают критики за излишнюю увлеченность реализмом. «Ничего не могу поделать — сочетание живых объектов и нарисованных дает удивительный эффект», — отвечает на это мастер. По его словам, реальные люди нужны также для преодоления чисто технической трудности — со временем рисованный образ как бы «размывается», теряет детали, и портрет невыдуманного героя помогает сохранить его целостность.

Прототипом влюбленного гимназиста Антона стал 15летний москвич Гриша Захаров, сын одного из продюсеров фильма. «Мой глаз „зацепился“ за это лицо, мы его „поймали“ и не ошиблись… Кстати, Гриша в ту пору тоже был влюблен… Правда, мальчик быстро вырастал: все?таки переходный возраст, и с этим были небольшие трудности», — вспоминает режиссер.

Главную героиню Пашу «срисовали» с Юлии Петровой — подруги, а впоследствии жены сына Александра Константиновича Дмитрия. «Когда увидел ее, что?то ёкнуло — вот Паша. Меня подкупило в Юлии сочетание озорства, игривости и целомудрия. Юля очень внимательно, очень правильно относилась к своему поведению с мужчиной», — замечает Александр Петров. Кстати, фото Юлии и Гриши Захарова можно увидеть на выставке и сравнить с нарисованными персонажами. Там же можно посмотреть и рабочее место мастера, за которым создаются его фильмы. Экспозиция открыта до середины апреля.

Александр Петров поделился не только творческими секретами, но и впечатлениями от «Оскара». По его словам, вряд ли политическая конъюнктура повлияла на то, что «Моя любовь» не получила награду (приз достался мультфильму «Петя и волк» англо?польского производства). «Конъюнктурные моменты действительно бывают, но не в данном случае: это ведь всего лишь мультфильм о любви длиной полчаса», — говорит режиссер.


Предлагаем вашему вниманию качественные и недорогие стеклоблоки Чехия VitraBlok . Заходите на наш сайт w-interior.ru и вы сможете приобрести стеклоблоки Чехия. Мы вас ждём!
15
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.