Лестница в небо

№16 (655) от 20 апреля 2010 г.

«Я очень люблю людей, и они отвечают мне взаимностью», — говорит хореограф Борис Чирьев. | Фото Марии Жаренковой

Будучи директором Дома культуры, депутатом райсовета, основателем «Русского дома» и даже заместителем начальника Департамента культуры, балетмейстер Борис Чирьев всегда знал, что главное для него — балет.

«Хореография — это единственное, что меня спасает в этой жизни, потому что это искусство богов, небесное искусство», — говорит он.

Борис Чирьев родился в семье военнослужащего в далеком Приморье. После многочисленных переездов семья обосновалась в Ярославле и мама, сама занимавшаяся танцем, отдала 9-летнего сына в балетную студию, где ставили «Щелкунчика», «Кармен», «Бедную Лизу», «Жизель» и другие классические балеты.

«Конечно, я сопротивлялся, — вспоминает Борис Юрьевич, — мальчики должны сопротивляться. Два года мама загоняла меня в балетную школу палкой, после чего меня уже палкой было оттуда не выгнать».

После школы Борис Чирьев поступил на балетмейстерское отделение в Ленинградский институт культуры имени Крупской. Здесь его учителями стали знаменитые педагоги, мэтры балета, подготовившие не одну звезду мировой величины. Но главное — это был сам город.

«Я учился в «Эрмитаже», «Русском музее», в «Ленкоме», — рассказывает Борис Чирьев. — Тогда только приоткрылся железный занавес, и нам удалось посмотреть знаменитый «Нью-Йорк Сити балет», марсельский балет «Нотр-Дам де Пари». Это был восторг, мы учились на этом балете».

После института его распределили в Кирилловское культпросветучилище, куда он приехал с женой. Но место хореографа в училище оказалось занято. Тогда он отправился в Вологду и нашел работу в городском Дворце культуры.

В Вологде Борис Чирьев создал первую балетную школу в городе по программе хореографического училища. Стал преподавать в ансамбле народного танца (будущей «Рябинке»). Когда его забрали в армию, танцоры написали письмо в отдел культуры, что будут заниматься только с Борисом Чирьевым. Чтобы удержать молодого специалиста, ему предложили отдельную квартиру. Здесь свое веское слово сказала жена, и они остались.

Карьера пошла вверх. Борис Чирьев возглавил ГДК, который поднялся с третьей категории на первую и переехал в нынешнее здание на Ленина, 17. Затем стал депутатом районного совета, а после — городского совета. Мечтавшему о современном общественно-культурном центре Борису Чирьеву удалось получить под эти цели конференц-зал обкома партии, который с его подачи стал «Русским домом». Первая выставка-ярмарка была организована в 1994 году, и в то время, как все сидели без денег и без работы, «Русский домъ» расширял свою деятельность.

«Конечно, это не только моя заслуга. У нас был блистательный коллектив. А главное — мы нисколько не сомневались в успехе», — рассказывает Борис Юрьевич.

Но жизнь внесла свои коррективы. «Русский домъ» передали в другое ведомство, а Борис Чирьев перешел на работу в Департамент культуры. Проработав четыре года, он понял, что это «не его», написал заявление об увольнении и перешел работать в филармонию. Это было самое тяжелое время в его жизни, когда казалось, что все потеряно. Но он нашел в себе силы встать и пойти дальше.

«Когда мне стукнуло 50 лет, я решил: начну все сначала. Дал объявление, собрал ребят. И создал ансамбль «Ягра», — говорит он.

Из-за всех переживаний у Бориса Чирьева отказали ноги, он перестал ходить. Первую программу «Ягры» «Ритм планеты» он создал, сидя на стуле. Но сила воли и характер помогли ему вернуться к полноценной жизни. Сейчас Борис Чирьев ведет несколько известных проектов: танцевальные постановки для городского конкурса «Невеста года», организовывает ежегодные балы. А на следующей неделе состоится премьера его балета «Лестница в небо», о жизни молодежи, оказавшейся на социальном дне.

Мария Жаренкова


Ваш ребенок поступил в музыкальную школу и теперь необходимо для него приобрести инструмент? Только интернет гипермаркет ninja предложит вам широкий ассортимент музыкальных инструментов по доступной цене.