Первая скрипка

№51 (690) от 21 декабря 2010 г.

«У меня до сих пор старое отношение к искусству в целом и музыке в частности. Они должны воспитывать и возвышать, а не быть застольной развлекаловкой», — говорит Александр Лоскутов. | Фото Марии Жаренковой

Скрипач по специальности, Александр Лоскутов больше известен вологжанам как создатель и руководитель камерного оркестра вологодской филармонии.

В этом году его оркестру исполнилось 20 лет.

«Главная работа дирижера не на сцене, а до нее, — считает Александр Николаевич. — Десятки, сотни репетиций, требований, зачастую даже выяснения отношений. Все надо свести вместе, гармонизировать, отладить, а потом, на сцене, уже просто вдохновить. Представьте, что нужно делать большой проект, например, построить судно. Каждый делает свое дело, свой участок работ, и для того, чтобы это свести воедино, нужен главный инженер. Иначе судно просто утонет».

Он родился в Челябинске, в семье учителей, которые настолько любили музыку, что все четверо сыновей, включая младшего Александра, получили высшее музыкальное образование.

«У нас было принято, собираясь с гостями, петь. Отец играл на баяне (сам его освоил в армии), мама любила пение и самостоятельно училась играть на фортепиано»... Отношение к музыке в семье было трепетное, как к чему-то жизненно необходимому.

После окончания челябинского музучилища по классу скрипки Александр Лоскутов поступил в петрозаводскую консерваторию, а работать приехал в Вологду.

«Я приехал за женой, — улыбается музыкант. — Мы поженились в консерватории, а жена окончила ее раньше на год. Она коренная вологжанка и получила сюда распределение. Вот я и поехал за ней».

Здесь Александр Лоскутов поступил на службу в областную филармонию и преподавал в музучилище, где руководил студенческим оркестром. В конце 80-х музыкант с активной гражданской позицией стал депутатом городского совета, и в 1990 году у него окончательно созрело решение создать оркестр.

«Сначала в коллективе было 7 музыкантов. Работали не за страх, а за совесть. Все были совместители и репетировали до самой ночи», — вспоминает Александр Николаевич.

Начались сольные концерты оркестра, выступления в картинной галерее, политехническом институте, областной библиотеке. В 1991 году была создана Детская филармония, где проходили абонементы для школьников, учеников ГПТУ. В 90-е годы оркестр активно принимал участие в литературно-музыкальных программах совместно с актерами вологодских театров, участвовал в спектаклях, фестивалях, побывал на гастролях в США.

«Я считаю, что камерные составы, — и это мировая практика, — более мобильные, более гибкие по репертуару, они не требуют таких расходов, как, например, симфонические», — говорит руководитель оркестра.

В 2003 году коллективу Александра Лоскутова была присуждена Государственная премия Вологодской области. Но сам музыкант признается, что награды, как и его статус руководителя, для него не главное, и музыка всегда стоит на первом месте, и в свое время он отклонил предложение стать заместителем председателя горсовета, «чтобы не потерять себя».

«Человек имеет призвание и специальность. Если он получает «место» и теряет навыки, он становится функцией, зачастую ненужной. Часто, когда занимаются карьерой, теряют профессию», — считает музыкант.

Кстати, на днях Александр Лоскутов получил звание «Человек года» в номинации «Музыкант года»…

Мария Жаренкова

22
0