Стоп-кадр

№6 (697) от 8 февраля 2011 г.

Автопортрет Александра Тарасовского.

«Чаще всего хорошее фото приходится выжидать, найдя подходящую точку съемки: день, два, неделю… Редко кадр сам идет в руки».

Александр Тарасовский — продолжатель династии художников-фотографов.

Имя его отца Владимира Константиновича Тарасовского, не один десяток лет проработавшего в вологодском музее, до сих пор вспоминают с уважением. Сейчас он на пенсии. И именно он научил сына всем секретам мастерства, когда после армии Александр пришел на работу в музей под его начало. И хотя после школы Александр закончил 28-е училище, получив профессию наладчика токарных автоматов, по специальности не проработал и дня.

В вологодском музее Александр Владимирович проработал уже около 20 лет. Вспоминает, как совсем недавно, когда и в помине не было цифровых фотоаппаратов и компьютеров, работал с хрупкой пленкой, проявлял негативы в реагентах и печатал фотографии в ванночках размером с кухонный стол. «Сейчас делать снимки при наличии цифровой техники достаточно просто. И любой человек при наличии желания и капельки таланта может сделать хорошие художественные снимки», — говорит Александр.

Сам он — человек настроения. Снимает природу во всех ее проявлениях, делает постановочные снимки в своей мастерской. И всегда старается замечать какие-то смысловые сюжеты в простых, казалось бы, вещах — обгоревшей спичке, водопроводном кране. Вот только людей снимает редко — находить общий язык с природой намного проще, чем с людьми. А еще он может сорваться и махнуть на съемки в Абхазию, как в прошлом феврале, пожертвовав ради поездки будущей премией.

В последнее время в музее Александр много работает с реставрационными изделиями: старинные иконы, картины, дерево, скульптура. В такой работе важны точность в передаче цветовой гаммы, внимание к деталям. Необходимо запечатлеть все этапы работы реставраторов. Конечно, здесь нет места для творческого размаха. Но Александру нравится наблюдать путь иконы или картины к перерождению, второй жизни.

Недавно выезжал на заказанную Кирилловским музеем съемку иконостаса для Ильинской деревянной церкви вблизи Ферапонтова монастыря. Нужно было сделать снимки в реальный размер икон. Работа трудная и кропотливая. Пришлось снимать иконы по частям, а потом склеивать в единое целое. Только так можно сделать масштабные снимки, не потеряв при этом качества.

При упоминании о Ферапонтове Александр вспоминает интересный случай: «Поехали с коллегой в Ферапонтово на съемки и в дороге, на подъезде к месту, в небе прямо на глазах появилась огромная грозовая туча-труба. Мы сразу выскочили из машины с фотоаппаратами — и врассыпную на разные точки съемки. Буквально на бегу успеваю снять кадр, так и не добежав до запланированного места съемки. Через минуту тучи как не бывало… Бродил по берегу — красиво, но уже не то. Это называется — удача фотографа!»

Зато с мечтательной улыбкой он вспоминает времена, когда лет пять назад музейные работники совместно со студентами и преподавателями вузов выезжали в экспедиции в разные районы нашей области. В самых затерянных уголках Александр снимал для музея то наши северные болотные орхидеи, то языческие рисунки, высеченные на камне. А все закаты и рассветы, туманы над полями и дождевые капли на листве были в его распоряжении. Именно тогда появились пейзажи, запавшие в душу многим вологжанам, с бескрайними полями и лесами, забытыми деревеньками и полуразвалившимися домиками, такими родными для каждого русского человека.

Александра Шер


Скоро новый год! Хотите подарить своему ребёнку настоящую сказку на этот праздник? В этом вам поможет профессиональный дед мороз на дому в Нижнем Новгороде. На нашем сайте www.7nebo-nn.ru вы сможете прочитать больше информации, узнать стоимость работы деда мороза, почитать отзывы и понять, что это именно то, что вам нужно. Мы вас ждём!

2
0