Вечная память

№9 (700) от 1 марта 2011 г.

Джанна Тутунджан отличалась скромностью, простотой в общении и обладала удивительным даром рассказчика. | Фото Марии Жаренковой

23 февраля на 80-м году жизни умерла художница Джанна Тутунджан, известнейший график и живописец.

Она была похоронена 26 февраля на Козицынском кладбище рядом со своим супругом Николаем Баскаковым, который умер годом раньше.

На панихиду в центральный зал картинной галереи пришли сотни людей, чтобы проститься с художницей.

Джанна Тутунджан родилась 21 сентября 1931 года в Москве. Там закончила среднюю художественную школу, а в 1959 году — Московский художественный институт имени Сурикова. После окончания института она приехала на родину мужа, в Вологодскую область.

«Именно здесь, на Вологодской земле, нашла она своих героев, определила для себя главную цель творчества — поведать миру о простых и прекрасных людях, сохраняющих в своих сердцах самые светлые и лучшие качества народного характера. Поистине народная любовь и уважение сопровождали произведения художника на протяжении всех лет творческой жизни, — говорится в официальном сообщении Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области. — Выставки Джанны Тутунджан собирают самую большую аудиторию. Феномен популярности произведений Тутунджан у публики не только в сюжетной основе ее картин, близкой и понятной людям, живущим в провинции, но и в эстетике их пластического языка, близкого этическим и эстетическим традициям русской народной культуры».

Ее работы хорошо знали и в России, и за рубежом, они есть в собрании Государственной Третьяковской галереи, РОСИЗО, в музеях Архангельска, Вологды, Иванова, Калуги, Караганды, Кирова, Мурманска, Новокузнецка, Петрозаводска, Пензы, Сыктывкара, Череповца, а также в частных собраниях.

Последними прижизненными экспозициями Джанны Таджатовны стали выставка «Вологодские академики живописи Российской академии художеств XIX-начала XXI века» в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, открывшаяся в ноябре 2010 года, и персональная юбилейная выставка произведений живописи и графики в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на Поклонной горе (Москва), которая открылась 27 января 2011 года и продлится до конца апреля.

Ольга Ильинская


Мнения

Людмила КОРОТАЕВА, депутат городской Думы:

— О Джанне Таджатовне хочется сказать очень эмоционально и очень тепло. Это удивительно яркий талант, сделавший честь Вологодской земле и в целом России. Мало людей, способных в своем творчестве поднимать ту или иную тему так пронзительно... На одном из ее дней рождения, когда ее чествовали в картинной галерее, я заметила, что она негромко, но очень ярко влияет на жизнь Вологды, как человек совестливый, с открытым сердцем. Все мы в какой-то степени ее ученики, по ней сверяли свои поступки.

Михаил КОПЬЕВ, заслуженный художник России:

— Джанна Тутунджан — это определенная страница в вологодском и российском искусстве, нетипичная и яркая, из разряда непреходящих ценностей. Такого рода искусство является общероссийским достоянием, ее произведения находили и еще найдут путь к сердцу зрителя. Для вологодской области она — это целая эпоха... Вспоминается ее картина «Незабудки»: здесь отражена не рационалистическая, а по ощущениям бытия связь поколений — то, что особенно было ей свойственно и в моих глазах особенно ценно.

Ирина БАЛАШОВА, заместитель директора по научной работе Вологодской областной картинной галереи:

— Джанна Таджатовна — особенный человек. Вологодские художники ее называли своей совестью, с самого ее приезда в 1959 году. Ее необыкновенные душевные качества, требовательность к себе и к другим не позволяли стерпеть не только крупную, но даже мелкую несправедливость. Ее ранила даже маленькая фальшь, и она всегда прямо говорила «так не бывает» на выставках и в Вологде и в Москве, не боясь испортить отношения. И к своим картинам была так же требовательна, долго не решалась показать новую работу на суд зрителей, спрашивала себя, достойна ли эта работа быть показанной зрителю. Я познакомилась с ее творчеством в 1978 году, когда пришла работать в картинную галерею, долгие годы смотрела на нее издали, водила экскурсии к ее полотнам. А непосредственно с ней мы стали работать с 2005 года, когда я начала готовить ее творческие вечера, это уже был контакт двух взрослых людей. Работать с ней было счастьем