Из глубины веков

№28 (719) от 12 июля 2011 г.

Сегодня в своей работе реставраторы применяют традиционные материалы, которыми пользовался иконописец при создании иконы.

Династия Федышиных, реставраторов музейного искусства в третьем поколении, известна далеко за пределами Вологодчины.

«Сейчас наша основная работа — сохранить то бесценное наследие наших предков, что хранится в запасниках музея, — сетуют реставраторы вологодского музея-заповедника Николай и Иван Федышины. — Ежегодно из-за плохих условий хранения на десятках памятников искусства появляются все новые разрушения левкаса с красочным слоем».

Иван Николаевич почти 34 года занимается реставрацией икон, а Николай Николаевич уже много лет возглавляет реставрационные мастерские музея.

Неудивительно, что за свою работу Федышины болеют душой. Ведь еще в 20-е годы прошлого столетия их дед, Иван Федышин, работая заведующим художественным отделом, буквально по крупицам собирал уникальные памятники иконописи и прикладного искусства в закрытых и разрушенных храмах и музеях Вологодчины. Не на одну тысячу ценных икон и предметов старины пополнил он запасники будущего музея-заповедника. В этот же отдел пришла работать и их бабушка Екатерина Соколова, позже она стала заведующей фондами музея. В 1943 году в музей пришел учеником по реставрации икон и отец наших героев Николай Иванович. За годы работы он сделал очень много: отреставрированы десятки древних икон, в архивах собрана информация об иконописцах, истории приходов и монастырей.

Поэтому после окончания школы у Ивана и Николая не было и сомнений о том, какую профессию выбрать: «Нас наша профессия сама выбрала, — рассказывает Иван Николаевич, — оба пришли после армии и продолжили ремесленную традицию отца и деда».

Он не любит говорить о себе, зато о работе и музее может рассказать много интересного: «В запасниках музея, для создания оптимальных условий хранения экспонатов, должны соблюдаться определенные режимы: влажности, температуры, освещения — все это влияет на состояние старинных икон и полихромной иконостасной скульптуры. В наших зданиях бывшего архиерейского дома таких условий нет. Поэтому часто бывает, что произведение требует повторной реставрации уже через несколько лет хранения».

Современные методы реставрации, опираясь на физико-химические исследования живописи, и применение новых составов растворителей несколько обезопасили и облегчили труд мастеров, но не сняли с них ответственности. «Реставрационный совет музея контролирует каждый этап работы по реставрации памятника. Происходит фотофиксация памятника: до реставрации, в процессе и после реставрации», — рассказывает Иван Николаевич. И сегодня в своей работе по укреплению левкаса с красочным слоем реставраторы применяют традиционные материалы, которыми пользовался иконописец при создании иконы: осетровый клей, яичный желток. Кропотливая работа реставратора над одной иконой иногда растягивается на несколько лет.

Интересно, что иконы XIV-XVI веков зачастую реставрировать легче, чем, допустим, XVII-XVIII веков. Все дело в использовании более качественных материалов и надежных технологий.

Под руководством Николая Николаевича сегодня работают 8 человек — реставраторы икон, масляной живописи, тканей и мебели. «В первую очередь мы проводим реставрацию тех экспонатов, которые находятся в аварийном состоянии. А чтобы выполнить весь объем необходимых работ, нам бы потребовалось задействовать сотню мастеров лет на 50», — говорит он. Как справляется с таким объемом работ такой небольшой коллектив — непонятно. Помогает новое поколение семьи Федышиных: несколько лет назад Анастасия Соколова, племянница мастеров, освоила специальность художника-реставратора полихромной скульптуры.

Александра Шер


Специально для вашего внимания Компании в Казани вы сможете посмотреть совершенно бесплатно только у нас. Заходите на наш сайт www.infomesto.com и читайте информацию более детально. Вас это очень заинтересует. Мы вас ждём!