«Ни нравов, ни благочиния…»

№17 (760) от 1 мая 2012 г.

Помимо книги «Путешествие по северу России в 1791 году» (на фото) П.И.Челищеву принадлежит еще «Послание в Российскую Академию», представлявшее собой собрание большого количества русских северных диалектов, и перевод немецкой драматической кантаты: «Feliza, Mutter der Vоlker», появившейся в Петербурге в 1793 году.

Как описывали вологжан и их образ жизни путешественники в XVIII веке?

Любопытные сведения о вологодской жизни изложены в заметках П.И.Челищева (1745-1811) «Путешествие по северу России», появившихся после совершенного автором в 1791 году странствия по Олонецкой, Архангельской, Вологодской и Новгородской губерниям.

Выходец из смоленских дворян П.И.Челищев в юности учился в Лейпцигском университете вместе с А.Н.Радищевым. Его в числе 12 воспитанников пажеского корпуса выбрала лично императрица Екатерина II, чтобы за границей молодые люди прослушали курс лекций по философии, истории, математике, физике и юридическим наукам. Спустя много лет 46-летний Петр Иванович исключительно на свои средства и по собственному желанию отправился в путешествие в сопровождении нескольких слуг.

Остановившись в Великом Устюге, Челищев отмечал, что главным источником дохода для большинства местного купечества является торговля по Северной Двине до Архангельска зерном, пенькой, льном, лесом, кожами, мехами и салом, а также закупка чая, кофе, вин и прочих «немецких» товаров. А вот работа черносеребряников и специалистов по сканному делу, по мнению автора, «слаба в рисунке, в вкусе и в аккуратности». Такими же безвкусными назвал он изделия «слесарей», что «обрабатывают ящики, сундуки и коробочки с механическими замками».


Предприимчивые и щедрые

В Тотьме образованного странника поразили 18 каменных церквей с 36-ю престолами, построенных тотемскими купцами на доходы от успешной торговли. Несметные богатства, позволившие на память о себе возвести подобные архитектурные творения, заработали тотьмичи в кратчайший срок, по утверждению Челищева, на нехитрых операциях. Выгодно продавали алеутам и жителям Камчатки невиданные ими прежде железные изделия: за гвоздь по 100 рублей просили. Вырученные средства тратили на закупку «тамошних звериных кож: черных лисиц, бобров, соболей, медведей, волков, песцов, закаменских белок и других редкой доброты зверей и птичьего гагачьего пуху». Далее заморскую пушнину в Кяхте у китайцев обменивали на их товары, в свою очередь реализуемые в столичных российских городах. Так и сколачивали отменные наличные капиталы. Продолжалось подобное до официального запрета на торговлю с китайской стороной, поэтому пришлось рассматривать как вариант менее прибыльный торг в Москве и Архангельске.


Гроза вологжан

Распрощавшись с Тотьмой, автор отметил в своих дневниковых записях, что далее на пути к Вологде крестьяне не отличаются обходительностью, не учтивы, даже не честны, в отличие от живущих севернее; увы, с воровством приходилось встречаться все чаще.

В описании Челищева уделено внимание и Вологде. Написано, что возникло поселение на болоте, отсюда на одном из берегов одноименной реки Вологды всегда «мокро». Православный город славится 49 каменными церквами, Успенским девичьим, а также Спасо-Прилуцким и Спасо-Каменным мужскими монастырями и семинарией с 800-ми учащимися.

С особым уважением отозвался Челищев о купцах Федоре и Николае Турунтаевских, владельцах бумажной фабрики в Вологодском уезде. Не захотели братья ограничиться купеческим званием, записались на воинскую службу и дослужились до дворянства.


Ушел в монастырь

Далее Челищева принимал Кирилло-Белозерский монастырь, неприятно поразив своей неухоженностью. Иоаннопредтеченский храм при отсутствии стекол в верхних окнах стал прибежищем галок, поэтому во время службы их крики звучали громче, чем пение присутствовавших. В других монастырских церквах-усыпальницах гробницы снегом заметены, человеческие кости, извлеченные при строительных работах, повсюду лежат горы щепы и птичьего навоза.

Настоятель Иоакинф Карпинский был признан современниками одним из наиболее ученых монахов, великим трезвенником, усердно соблюдавшим посты. Однако хозяйственник, как и руководитель, из него плохой, делает вывод Челищев: «Там нет ни нравов, ни благочиния, ни радения ни в чем и ни в ком: архимандрит никогда не приходит за трапезу; наместник запоем пьет беспросыпно месяца по два; казначей без казны и без просвещения, и братья, приходя с своими ставчаками и ложками за трапезу не на покрытом столе, обсевши кой-как, насилу разделили с шумом беднейшую их и невкусную пищу».


Как Радищев с Кутузовым в Белозерске сбежали

Крестьяне следующего, входящего в маршрут странствия Петра Ивановича, города — Белозерска страдали от частых неурожаев зерновых культур. Проживавшие рядом с Белым озером пользовались богатством этого водоема, где местные жители вылавливали 24 вида рыб.

В 1791 году с августа месяца свирепствовала в Белозерске оспа, унесшая к концу года 437 жизней. Челищев объяснял непрекращающуюся эпидемию отсутствием лекарей в радиусе ста километров от города.

А в одну из ноябрьских ночей любознательному гостю Белозерска, квартировавшему у дьякона Ивана Алексеева, приснился странный сон: «…Будто я, Федор Васильевич Ушаков, Кутузов и двое Радищевых были в одном доме, из которого Радищев и Кутузов бежали, и якобы их опять поймали, и Радищева я видел, а Кутузова не видал».


Кому обязан жизнью Иван Грозный

Интересные сведения о Кирилло-Новоезерском монастыре приводит Петр Иванович после визита в эту мужскую обитель на Красном (Огненном) острове.

Основанный в 1517 году иноком Корнильево-Комельской обители Кириллом монастырь пользовался известностью, великие князья и цари московские нередко лично заглядывали сюда. После своей смерти основатель Кирилл явился во сне Ивану Грозному и просил не заходить в некую палату до трех часов дня. На вопрос царя: «Почему?», ответил: «Да не умреши напрасною смертию», после чего представился, кто таков и откуда, и стал невидимым. Государь российский прислушался к словам монаха, и не зря! В указанное время рухнуло помещение, многие князья, видные сановники, находившиеся в нем в ожидании царя, погибли. Иван IV в благодарность за спасение повелел в радиусе трех верст от Нового озера пожаловать монастырю Кирилла земли с 800 крестьянами. В XXI веке обитель является исправительной колонией, где отбывают наказание осужденные на пожизненное лишение свободы, известной под названием «Вологодский пятак».

Труд П.И.Челищева был опубликован только в 1886 и 1889 годах. Сам автор, несмотря на отличное образование, высоких чинов по службе не достиг — в 1790 году числился секунд-майором в отставке. В то время столица негодовала по поводу изданного А.Н.Радищевым «Путешествия из Петербурга в Москву», императрица даже подозревала, что Челищев помогал автору, посему особой благосклонности его персоне не оказывала.

Челищев умер 25 сентября 1811 года и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Ольга Якунина

Тэги: Челищев Петр*, история, путешествия, наблюдения


А вот скачать фильмы с letitbit на высокой скорости можно на freshkino.com.
14
0
Похожие статьи
  • 06 июня' 17 | Среда обитания

    Газета «Премьер» и Вологодская городская Дума представляют совместный проект «Дорогая моя столица», посвященный 870-летнему юбилею города, и продолжают свой рассказ о прошлом и сегодняшнем дне Вологды.

    51
    0
  • 19 сентября' 17 | Как это было

    80 лет назад, 23 сентября 1937 года, была создана Вологодская область.

    97
    0
  • 06 декабря' 16 | Как это было

    Накануне 140-летнего юбилея вологодской школы №1 ее выпускник Исаак Подольный нашел письмо с фронта, адресованное ребятам этого учебного заведения.

    66
    0
  • 21 февраля' 17 | Как это было

    Бывшие офицеры армии адмирала Колчака, вставшие во главе Вологодского вагоноремонтного завода, сдали на лом 40 паровозов на ходу и больше 2 тысяч вагонов, практически разорив предприятие.

    44
    0
  • 13 июня' 17 | Среда обитания

    В сегодняшнем историческом обзоре — две вологодские улицы, составляющие торговый центр города: улица Благовещенская и проспект Победы на отрезке от улицы Мира до улицы Ленинградской.

    59
    0