На свой страх и риск

№32 (878) от 19 августа 2014 г.

Если не получается оформить осаго прямо сейчас, то страховой агент предложит вам купить дополнительную страховку. | Фото с сайта pics.top.rbc.ru

Вологжане жалуются, что страховые компании под разными предлогами отказываются оформлять им полисы ОСАГО.

«Бланки кончились, приходите в октябре», — таков стандартный ответ жителям города и районов, которые обратились в «Премьер». Месяц октябрь фигурирует в «посланиях» страховщиков неслучайно — именно тогда должно произойти долгожданное подорожание ОСАГО на 25% в связи с поправками в закон.

Впрочем, есть и быстрый вариант оформления полиса — если купить дополнительную страховку. Конечно, ситуация с увиливанием от заключения договоров и навязыванием услуг не повсеместна, но она происходит достаточно часто.


«Безнаказанно играем»

«В «Согазе» нам отказали в страховке, объяснив, что у них перерасход бланков, и до октября они не берутся страховать машины. Проблем с документами у машины нет, ТО пройден на два года в феврале, все документы на месте», — пожаловался житель одного из районов Вологодской области.

Эксперт по страхованию, пожелавший не называть своего имени в газете, сказал, что вышеописанная ситуация, возникшая у клиента при обращении в «Согаз», случается и в других страховых компаниях. «Это не единичный случай, это повсеместно. Все страховщики ждут октября, когда произойдет повышение тарифов», — пояснил специалист.

В информационном центре Российского союза автостраховщиков нам рассказали, что на некоторые компании действительно поступают жалобы за то, что они откладывают оформление ОСАГО, ожидая осеннего повышения тарифов.

Начальник управления по связям с общественностью ОАО «Согаз» Екатерина Двойникова заявила «Премьеру», что полисы ОСАГО в филиалах ее компании имеются в наличии, и их оформление происходит в порядке поступления заявлений и согласно порядку, утвержденному законом. «Всем страхователям, обратившимся в филиалы «Согаза» с письменными заявлениями о заключении договора ОСАГО и предоставившим полный комплект документов в соответствии со ст. 15 Закона, полисы оформляются в установленном порядке», — заверила представитель страховой компании.

Когда журналист «Премьера» обратился в несколько страховых компаний с просьбой оформить ему полис ОСАГО, в двух ему предложили встать в более чем двухнедельную очередь. При этом страховые агенты недвусмысленно намекнули, что полис можно получить прямо сейчас, если приобрести дополнительную страховку. «А что вы удивляетесь? Все ждут октября и каждый безнаказанно играет по своим правилам», — прямо сообщила сотрудница одной из компаний.


К черту на кулички

Другая ставшая популярной «находка» страховых компаний — отказывать в продаже полиса и отправлять в центральный офис компании, расположенный в другом городе или районе.

«Как ни странно, формальным нарушением закона это не является, потому что ФЗ «Об ОСАГО» не обязывает, чтобы каждый филиал имел полисы ОСАГО и продавал их. Главное, чтобы у компании было как минимум одно представительство в каждом субъекте Российской Федерации, где можно было бы оформить полис и потребовать выплаты, — размышляет наш эксперт. — И не всегда головной офис компании может быть расположен в областном центре. Это может быть и районный городишко. Я уверен, что сделано это специально для неудобства жителей. Легче будет отдать лишнюю тысячу рублей за дополнительное страхование жизни в офисе неподалеку от своего дома, чем ехать в село или в другой город, чтобы заполучить ОСАГО без допстраховок».

Страховой агент Ирина Ковалева (данные изменены в соответствии с законом «О СМИ») работает в северных районах Вологодской области, представляя сразу три страховые компании. Она считает, что если страховщик говорит об отсутствии бланков, значит, их действительно нет. «В понедельник я получаю около десяти бланков из центрального офиса. Мне их хватает только на день работы», — делится собеседник «Премьера».

По ее словам, страховые компании выдают агентам в районах очень мало полисов, потому что на селе территориальный коэффициент к тарифу ОСАГО понижающий. Цена полиса очень сильно разнится в районе и городе. Журналист «Премьера» посчитал, что его полис при одинаковых условиях в Вологде стоил бы 6294 рубля, а в Верховажье или Сямже — 3332 рубля.

«Вскоре с новыми поправками к закону продавать ОСАГО без лишних слов должны будут в каждом филиале страховой. Поэтому филиалы в районах потихоньку закрываются, и остаются работать лишь агенты. От них требовать продажи полиса уже не получится. Это выгодно для компании: не надо платить за аренду офиса и не несешь никакой ответственности в случае отказа страховать», — комментирует Ирина Ковалева. Она считает, что система вынуждает страховщиков так поступать: «ОСАГО невыгоден ни в каком виде, и нередко его приходится тянуть за счет других видов страхования».


Навязанные страховки

Отдельный разговор — это жалобы автовладельцев на дополнительные страховки, без которых в последнее время полис ОСАГО зачастую не купить. Вологжанка Ксения Клявина обратилась в «Росгосстрах», чтобы оформить ОСАГО на только что купленную машину. «Нам сразу стали оформлять страхование квартиры, не спрашивая, нужно или нет. Начали расспрашивать про дом: метраж, из чего построен. Так мы чуть было не застраховали жилье, которое и так уже застраховано. Хорошо, вовремя заметили», — рассказывает Ксения.

Несмотря на то, что ей удалось отказаться от этой страховки, позднее в полисе она обнаружила строчку «с условиями «Фортуна Авто» ознакомлен» и поняла, что попалась-таки на удочку.

«В офисе «Росгосстраха» при покупке ОСАГО я с удивлением обнаружил, что полис подорожал с 3200 до 4049 рублей, хотя у меня был год безаварийной езды. Я поскрипел зубами и все-таки купил страховку, — рассказывает вологжанин Евгений Смирнов. — Лишь дома я обнаружил, что вместо двух бланков (оформил еще расширение гражданской ответственности) мне подсунули третий — полис обязательного страхования жизни «Фортуна Авто». А в шапке договора мелкими буквами прописано «настоящий договор заключается по устному заявлению лица». Я посчитал, и оказывается, мой ОСАГО вышел дороже на 2500 рублей», — вспоминает Евгений. Свои деньги он собирается возвращать теперь через суд.

Летом областная прокуратура отстояла в суде право автовладельцев на оформление ОСАГО без дополнительных услуг. Суд согласился, что это прямое нарушение закона о защите конкуренции. «Сейчас мы оспариваем решение суда в вышестоящей инстанции, поэтому пока нельзя окончательно сказать, кто прав в этой ситуации, а кто виноват», — заявила представитель «Росгосстраха» Людмила Кислякова.

Валентин Иванов


Полезный совет

Если вам отказались оформить полис ОСАГО, требуйте письменный мотивированный отказ или иными способами фиксируйте факт обращения в страховую компанию: на камеру, диктофон, с привлечением свидетелей, с копией своего письменного заявления.

С письменным отказом стоит обратиться в территориальный отдел Роспотребнадзора и одновременно направить жалобу в орган страхового надзора — Банк России. Кроме этого, гражданин вправе обратиться в управление ФАС с жалобой на нарушение законодательства о защите конкуренции.

Тэги: ОСАГО

Вас приветствует специализированное предприятие по поставкам, производству и ремонту оборудования для розлива пищевых напитков. Машины упаковочные, сатуратор промышленный, миксер-сатуратор, выдувные машины и многое другое! Все подробности на нашем сайте pmash2002.ru по доступным ценам!

27
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.