Русский характер

№3 (951) от 26 января 2016 г.

Сергей Багров — финалист Всероссийского конкурса «Новая детская книга-2014». В 2014 и 2015 году детские повести Сергея Петровича выпустило крупнейшее детское издательство «Росмэн» (Москва). Опубликованы произведения «Веселый лейтенант» и «Гороховая лодка». | Фото из личного архива

Писатель Сергей Багров, ровесник Николая Рубцова, поделился воспоминаниями о поэте в честь 80-летнего юбилея.

Сергей Петрович на пять дней младше Николая Рубцова. Рубцов родился 3 января 1936 года, а Багров — 8 января.

Судьба свела их в юношеские годы. Во время обучения в Тотемском лесотехническом техникуме завязалась дружба будущего поэта и будущего прозаика. Недавно в Вологодской областной библиотеке прошел юбилейный вечер Сергея Багрова. Писатель представил две своих новых книги — «Дорога в рай» и «Красивая женщина».

«Дорога в рай» — это второе издание Багрова, посвященное Николаю Рубцову. В книге собраны воспоминания о поэте, очерки о нем. Сборник «Красивая женщина» — о земляках писателя: издание включает повести и рассказы, связанные с Тотьмой. Книга разделена на две части — «Из сумерек Средневековья» и «Четыре чистилища».

— Сергей Петрович, как Вы познакомились с Николаем Рубцовым?

— Еще на вступительных экзаменах в лесотехнический техникум я обратил внимание на юношу с мандолиной, который что-то пел, перебирая струны. Свои стихи уже тогда он исполнял под музыку. Позже мы с ним подружились. Не раз бывал Коля в гостях в доме у моих родителей. Мне кажется, что уже тогда, в техникуме, он понимал, что его ждет своя, особая дорога. Я помню, как весной мы забирались на крышу церкви и зубрили там, и я тоже зубрил, как все, а Коля снимал рубашку и загорал, как будто его вся эта учебная подготовка не касалась. И нередко складывалось впечатление, что он занят чем-то другим, не учебой. При этом память у него была уникальная. Педагоги никогда не могли застать его врасплох, обычно он отвечал точно и полно, просто, видимо, уже тогда у него был свой очень богатый внутренний мир, кроме мира внешнего, то есть кроме занятий в техникуме, дружбы с ребятами — всего того, что составляет жизнь обычного студента.

— Сергей Петрович, многие знают Вас и как детского автора, а о Рубцове-ребенке Вы рассказываете в Вашей новой книге?

— У меня когда-то была написана книжка «Детские годы Коли Рубцова». На тот момент о его детстве хорошо было известно только с 15 лет. Но что было до этого времени? Я специально съездил в командировку по тем местам, где прошли самые ранние годы поэта — Емецк, Няндома, Красково. Один из самых главных пунктов — Никольское... Учителя, воспитанники детдома, соседи — это те люди, что были свидетелями взросления Николая Рубцова, становления его как поэта.

Мне кажется, эти воспоминания дают понять, что великий человек несет в себе не только свою судьбу. Рассказы друзей детства о Рубцове использованы и в новой книге «Дорога в рай», в том числе в моих очерках «На другом берегу». Некоторые эпизоды дают понять, как чутко относился Рубцов и к людям, и к творчеству, какую ответственность он чувствовал за каждое свое слово. К примеру, об этом мой очерк «Лошадь в городе». Толя Мартюков, один из детдомовских друзей Николая Рубцова, стал свидетелем того, как рождалось стихотворение «Судьба». Уже будучи взрослым, Рубцов приехал к Мартюкову в гости в Великий Устюг. Там на одной из улиц навстречу друзьям попалась лошадь, которая еле-еле уныло тащила телегу. Это был жеребец, побывавший под ножом ветеринара. Рубцов из этого обычного эпизода создал стихотворение «Судьба», в котором развертывается едва ли не шекспировская драма — свобода или покорность року? Рубцов долго не мог найти эпитет к слову «нож» в строчке: «Тут попал он, весь пылая и дрожа, / Под огонь какого-то ножа». А вот какого ножа — блестящего, острого? Слово не находилось. И Толя помог пройти Рубцову через муки поэтического поиска, подсказал — «ветеринарного»: «Под огнем ветеринарного ножа». Я потом в 2006 году на вечере памяти Николая Рубцова в Биряковском доме культуры услышал, как спела песню «Судьба» воспитательница Лариса Суворова. Пела она не голосом, но сердцем. И такая в этом была щемящая грусть, что я, признаюсь, не удержался — заплакал.

— Сергей Петрович, хочу задать Вам один из вечных вопросов детской литературы. Стоит ли с юными читателями в своих произведениях говорить на неприятные темы — о предательстве или жестокости, например?

— Обязательно нужно говорить! Но соблюдая меру, конечно. Если юный человек хотя бы из книг будет знать о таких вещах, в будущем ему будет легче разобраться в сложности бытия. В нашем мире могут встретиться и трусость, и предательство, и зависть, не нужно жизнь идеализировать, но и сгущать краски тоже не надо, а еще нужно обойтись без лишней откровенности.

Есть такие беседы, которые для детских ушей не предназначены. К примеру, конфликт какой-то между мамой и папой. И вот начинают выяснить отношения, не обращая внимания на тут же присутствующих детей. Это неправильно. За закрытыми дверями, пожалуйста, устраивайте друг другу разносы, но не при ребятах. Зачем вешать на них свой негатив?

В наше время часто говорят, что дети не хотят читать. Это от слабости нашей образовательной системы. На очень низком уровне она сейчас, к сожалению. Говорят и о дефиците общения между взрослыми и детьми. Нужно больше с ребятами разговаривать. Вот, к примеру, дорога от детского сада до дома — уже есть время для беседы. Мои дети за этот короткий промежуток просто требовали от меня: «Папа, расскажи сказку!» Или задавали вопросы, а как приятно на эти вопросы отвечать, когда смотрят на тебя доверчивые детские глазки! Ну как тут можно отказать? К тому же дети иногда и сами дают нам удивительные ответы. Как-то раз я полушутя-полусерьезно спросил у дочки Лены, она тогда малышкой совсем была: «Лена, что такое душа?» А она в ответ: «Душа — это есть основание тела». Вот откуда это у нее, у такой крохи появилось? Откуда вообще это в детях — мудрое, светлое, настоящее?

Беседовала Наталья Мелёхина

Похожие статьи
  • 28 марта' 17 |

    Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобу на приговор 2009 года в отношении журналиста Ирека Муртазина.

    5
    0
  • 12 января' 16 | Культура

    Народный артист России Борис Гранатов в минувшем году отметил сразу два юбилея.

    2
    0
  • 02 августа' 16 |

    Кинорежиссер Николай Досталь презентовал новый фильм «Монах и бес» дважды — в Вологде, на кинофестивале Voices, и в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, где проходили съемки картины.

    4
    0