Рагу из «Синей птицы»

№6 (954) от 16 февраля 2016 г.

Галина Перевозникова требует, чтобы филармония работала с оркестром народных инструментов и помогала ему выживать в непростые времена. | Фото с сайта cultinfo.ru

Руководитель Губернаторского оркестра народных инструментов Галина Перевозникова, недовольная результатами оптимизации в Вологодской областной филармонии, обратилась с жалобой в ОНФ, а музыканты «Синей птицы» разместили в соцсетях открытое письмо: коллектив обвиняет руководство филармонии в том, что они, как «инициаторы громких и интересных проектов», никому не нужны…

Яков Дальский, музыкант ВИА, которым руководит Владимир Преображенский, резко и весьма яростно «поблагодарил» директора учреждения Ольгу Трофимову «за принятие своевременного, мудрого и, что особенно важно, — самостоятельно принятого решения».

В переводе с творческо-ернического языка это означает, что руководитель филармонии не заключила договор с «Синей птицей», известной своими хитами «Клен», «Ты мне не снишься», «Горько» и другими.


Нужна господдержка

«Нам доставляло удовольствие работать в филармонии, быть вологжанами и патриотами своего региона. Годовой контракт по его завершении заключался с нами вновь на протяжении долгих лет, — рассказал Яков Дальский, который работает в «Синей птице» полтора десятка лет. — Мы были устроены на полставки, но объехали всю страну, выступали на многих площадках. Правда, в последнее время создавалось впечатление, что филармония не спешит помогать. Например, из-за отсутствия рекламы и, возможно, намеренного саботажа плохо продавались билеты на традиционный летний концерт в Вологде в рамках фестиваля «Лето в Кремле».

Музыканты уверены, что цель такого осознанного саботажа — доказать нерентабельность «Синей птицы». «Нам обидно, что мы дали за 15 лет бессчетное количество концертов по всей стране, а с нами не заключили договор. И мы — не единственный коллектив. Точно так же, как и с нами, поступили с Театром ростовых кукол, который около 20 лет работал на елках», — говорит Дальский.

По его мнению, если бы филармонию возглавил Альберт Мишин, руководитель Камерного хора, ситуация могла быть иной: «А нынешний директор Ольга Трофимова заняла две должности — не только директора, но и художественного руководителя. В то же время управленческий аппарат чрезмерно увеличен за счет заместителей, кадровиков, бухгалтеров. А это неправильно, нужно уделять больше внимания творчеству».

Музыкантов волнует будущее филармонии, коллективы будоражат слухи о возможном банкротстве структуры и даже продаже здания… «В работе филармонии есть смысл. Существуют те, кто может работать на полной самоокупаемости, такие, как «Синяя птица», но есть и те, кому необходима государственная дотация. Особенно нуждается в поддержке классическая музыка. Если сейчас государство перестанет тратить деньги на культуру, через 15 лет мы получим некультурное поколение».


Нет системы

Художественный руководитель оркестра народных инструментов Галина Перевозникова также выразила своё недовольство ходом оптимизации в филармонии. Галина Ивановна рассказала «Премьеру», что 20 лет жизни потратила на создание уникального коллектива, состоящего из профессиональных музыкантов: «Мы вели гастрольную деятельность, работали с композиторами по созданию новых сочинений, приглашали выдающихся мастеров сцены в качестве солистов, были в реестре ведущих оркестров РФ. Ежегодно на нашу деятельность выделялось 20 млн. рублей, и я могла планировать работу заранее. После того как 3 года назад мы влились в областную филармонию якобы для улучшения нашей гастрольной деятельности, наша гастрольная деятельность практически свелась к нулю».

Художественный руководитель считает, что оркестр оказался брошенным на произвол судьбы. Сокращение артистического персонала нарушило сбалансированность звучания оркестра.

Из 60 артистов в оркестре осталось 43 человека. По мнению Галины Ивановны, изменение состава коллектива снижает качество звучания оркестра, изменяет возможности формирования репертуара.

Галина Ивановна продолжает: «Беспокоит то, что пошел уже четвертый год нашего пребывания в филармонии, а системы отношений как не было, так и нет. Есть «Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в РФ на период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства России и рекомендованная органам исполнительной власти субъектов РФ для решения задач развития концертной деятельности в области академической музыки в регионах. Многое из того, что есть в Концепции, наш оркестр наработал в предыдущие 20 лет».

Тем временем на работу оркестра, по словам начальника Департамента культуры и туризма Вологодской области Владимира Осиповского, по-прежнему выделяется около 20 миллионов рублей в год (15 миллионов — на зарплатный фонд, остальное — транспортные расходы, аренда и так далее).

Директор филармонии Ольга Трофимова от комментариев отказалась, а Владимир Осиповский сообщил газете, что планов по банкротству филармонии и продаже ее здания, расположенного в центре города, нет: «Речи о закрытии филармонии быть не может. То, что с «Синей птицей» не заключили контракт, может означать только то, что контракт был заключен с другим исполнителем, в этом сезоне заключено несколько новых контрактов с новыми коллективами и исполнителями. Цель оптимизации — создание успешного механизма, который позволяет эффективно работать. Поэтому, например, три года назад ансамбль «Гостья» влился в состав «Русского Севера», а Губернаторский оркестр народных инструментов под управлением Галины Перевозниковой сохранил свой статус. Задача всех коллективов — стать экономически успешными и привлекать новых зрителей».

Галина Перевозникова обратилась в Общенародный фронт. «Тогда, на наш взгляд, проблема лишь в планировании работы коллектива и отсутствии взаимодействия между директором филармонии и художественным руководителем оркестра», — прокомментировала ситуацию член регионального штаба Светлана Павлушкова.

Активисты ОНФ намерены направить запрос в Департамент культуры с просьбой предоставить данные по постатейному финансированию губернаторского оркестра, объему государственного задания и конкретному плану работы по его выполнению. «Культуру нельзя выводить на самофинансирование, поскольку при таком подходе власть будет вынуждена закрыть не только музыкальные коллективы, но и театры, музеи и библиотеки», — считают «фронтовики».

Марина Чернова

24
0
Похожие статьи