Наяву и во сне

№8 (956) от 1 марта 2016 г.

Реставратор Сергей Белов рассказывает, что икона «Спас Смоленский с вологодскими святыми» интересна необычной манерой письма и уникальным сюжетом. | Фото с сайта cultinfo.ru

Отреставрированный «Спас Смоленский с вологодскими святыми» будет выставлен в Вологодском кремле в начале марта.

Заслуженный работник культуры России Сергей Белов трудился над иконой на протяжении всего прошлого года, и порой советы, как именно нужно с ней поступить, приходили мастеру во сне.

Этой работой реставратор Сергей Белов отметил 40-летие своей профессиональной деятельности. «Икона поступила в Вологодский музей-заповедник в 1930-е годы из ныне не существующей Троице-Герасимовской церкви, которая располагалась недалеко от входа на Горбачевское кладбище. Сейчас на месте этой церкви построили часовню», — рассказывает Сергей Павлович. Икона, по словам реставратора, стояла в алтаре церкви: «Предположительно, работа неизвестного иконописца датируется концом XVII века. Думаю, что последним десятилетием. Живопись очень интересная, это признали и сотрудники Вологодского музея-заповедника. Среди изображенных местных святых — Герасим и другие».

Сергей Белов — заведующий сектором реставрации темперной живописи Вологодского филиала ВХНРЦ имени Грабаря, художник-реставратор станковой, темперной и монументальной живописи. И «Спас Смоленский с вологодскими святыми» стал его 110-й отреставрированной иконой.

Сергей Павлович убрал с полотна почерневшую олифу и три слоя «поновлений» XVIII и XIX веков. Проблемой стали гвозди, которыми крепилась серебряная басма. «Когда-то икона была вся перекрыта басмой, это видно по отверстиям от гвоздей, которыми приколачивалось позолоченное серебро. Венцы крепились на изображении святых. В 30-е годы Торгсин отрывал драгоценный металл икон и сдавал его в Гохран. Это, конечно, варварство», — говорит реставратор.

На последней стадии реставрации вологжанин произвел зачистку грунта и левкаса, придав тем самым иконе первоначальный вид.

Сейчас Белов приступил к реставрации своей 111-й иконы — «Богоматери Федоровской», хранящейся в Вологодском музее-заповеднике. Над ней он намерен работать два-три месяца. «Конечно, существуют сроки, в которые ты должен уложиться. Но начальство меня не подгоняет, потому что я зачастую работаю с опережением графика, ведь реставраторы реализуют параллельно несколько проектов», — объясняет Сергей Павлович.

Уникальность «Богоматери Федоровской» придает тот факт, что она является подписной, изготовил ее в начале XVIII века известный иконописец Иван Андреевич Костромитин. Согласно документам, именно этот мастер дважды поновлял и подлинную святыню — легендарную икону Федоровской Божьей Матери XII-XIII веков из костромского Богоявленского монастыря.

В историю России она вошла как одна из главных святынь рода Романовых — все русские императрицы, принявшие православную веру, получали отчество «Федоровна». Известно всего девять икон Костромитина, вологодская стала десятой. «Каждая икона требует ответственности. Конечно, помогает и пробное раскрытие, и рентгенограмма… Порой совет, как нужно поступить, я вижу во сне. Так было с каждой иконой, которую я делал длительное время», — говорит Сергей Павлович.

Марина Чернова


В тему

Те́мпера (итал. tempera, от латинского temperare — смешивать краски) — водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов.

Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо.

До изобретения и распространения масляных красок, вплоть до XV–XVII веков, темперные краски были основным материалом станковой живописи. История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет. Так, знаменитые росписи саркофагов древнеегипетских фараонов выполнены темперными красками. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. В России техника темперного письма была преобладающей в искусстве до конца XVII века.

21
0
Похожие статьи
  • Культура">
    19 сентября' 17 | Культура

    В 15 миллионов рублей обошлась федеральному бюджету реставрация крестов и куполов Софийского собора.

    72
    0
  • Криминал">
    30 мая' 17 | Криминал

    Во время кражи на голову жулика упала икона, которая, как позже установят эксперты, имеет особую историческую ценность. Этот факт стал сюрпризом даже для владелицы иконы.

    24
    0
  • Общество">
    28 сентября' 17 | Общество

    После реставрации куполов и крестов на Софийском соборе масштабные ремонтные работы стартовали на Воскресенском соборе.

    59
    0
  • Среда обитания">
    01 мая' 18 | Среда обитания

    Герман и Лариса Якимовы три года финансировали реставрацию памятника деревянной архитектуры «Дом с лилиями»

    413
    0
  • Среда обитания">
    06 декабря' 16 | Среда обитания

    Администрация города расторгает договор с подрядчиком на дизайн интерьеров «Дома кружевниц», заключенный в октябре этого года.

    56
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.