Сочиняя театр

№12 (960) от 29 марта 2016 г.

Зураб Нанобашвили: «Всегда нравилось придумывать мир, в котором все взаимосвязано — и образы, и механика». | Фото с сайта cultinfo.ru

Худрук «вологодской драмы» Зураб Нанобашвили рассказал «Премьеру» о своей нелюбви к театральным конкурсам, о пути к режиссерской профессии и о том, почему так и не стал пекарем и журналистом.

Профессиональный праздник День театра (27 марта) художественный руководитель Вологодского драматического театра Зураб Нанобашвили отметил в Вологде, вернувшись из Тюмени.

В Тюменском областном театре Зураб Анзорович, как приглашенный режиссер, всего за месяц поставил спектакль по пьесе «Гроза» и, запуская «луч света» в тюменское царство, он-лайн руководил родным театром. Кропотливый труд всех театральных служб идет в ежедневном режиме, а в ближайших планах — юбилейный вечер актрисы Натальи Воробьевой 1 апреля и новый спектакль под открытым небом для театрального фестиваля «Голоса истории».

— Спрашиваете, сложно ли заниматься одновременно двумя театрами? Все зависит от желания, от воли, — говорит Зураб Нанобашвили. — Это как в выборе профессии, которую тебе либо навязывают, либо ты принимаешь самостоятельное решение. Мне хотелось именно в режиссуру, хотелось сочинять собственный мир. Конечно, у родителей было другое видение. Например, мама очень хотела, чтобы сын стал врачом. Однажды я пошел в пекарню, надел белый халат и сказал, что если мама будет меня заставлять, то стану пекарем, они тоже носят белые халаты. На этом все разговоры о карьере врача закончились. Мне кажется, что волю нужно обязательно проявлять.

— Неужели не было соблазна уйти в другую профессию?

— Конечно, был. В детстве, с 7-го по 9-й классы, работал… журналистом. На первом канале грузинского телевидения вел передачу «Ваш гость — журнал «Пионер» с моей подругой Экой Саникидзе. Это была ежемесячная программа, и, конечно, участие в съемках стало событием и для меня, и для моих близких. Тогда телевидение работало всего пять часов в день, на выбор предлагалось всего три-четыре канала.

— Насколько сложно было совмещать учебу и работу на ТВ?

— Успевал и учиться, и куролесить. Школу закончил отличником, но выбрал все же театр. Почувствовал кожей, что это мое. Всегда нравилось придумывать мир, в котором все взаимосвязано — и образы, и механика. Даже помню первый увиденный спектакль, помню, как сидел в первом ряду и очень хотел дотянуться до рампы ногой. И артисты говорили маме: «Убери сына с первого ряда, он нас сбивает!» А я улыбался знакомым актерам, здоровался с ними, несмотря на начавшееся действие.

— Насколько сложно было привыкать к работе в России? Известно, что перед Вологдой у вас был опыт работы в Ивановском драмтеатре…

— Привыкать к театрам было несложно. Мы так давно работаем с актерами, что я настолько же русский, как они, а они такие же грузины, как я. Когда начинаешь работать и существовать в атмосфере русского языка, узнаешь его лучше. Начинаешь на нем думать и лучше изъясняться. Конечно, когда злюсь, то приходится переводить с грузинского (смеется).

— То есть в театре приходится быть жестким?

— Честно говоря, думаю, что демократия и театр несовместимы. Порядок дает возможность быть готовым к любым изменениям правил игры, чтобы, несмотря на внезапное сокращение финансирования, зритель заходил в чистый, добрый и теплый театр. Что касается творчества — конечно, это полный беспорядок. Ты знаешь конечный пункт, но не знаешь, каким образом доберешься, и что изменится на пути к нему. И каждый день — все сначала, как в первый раз. Это классно.

Театр — это чудо. Интересный спектакль или нет — это зачастую дело вкуса и того, как совпадут звезды, но одно неоспоримо: постановка должна быть профессиональной. Все должно выглядеть безупречно. Приведу пример. В нашем репертуаре был такой веселый спектакль «Невеста из Имеретии». Мы его часто возили на гастроли, и в Москве, в театре имени Маяковского, не работал поворотный круг. А у нас смена декораций зависит от этого механизма. В итоге мы купили трос, привязали его к кругу, взяли наших шестерых монтировщиков, добавили шесть монтировщиков Маяковки, и они, словно 12 апостолов, по сигналу начинали крутить круг. Идеально прошел спектакль, ни одной ошибки! Все трансформации сделали люди. Мы провели спектакль, и никто не знал, чего нам это стоило.

— За последнее время труппа драмтеатра резко обновилась, кто для вас, несмотря на результаты премии Щуко и Семенова, стал открытием сезона?

— Не стану о ком-то отдельно говорить, ведь труппа у нас небольшая, и каждый артист для меня значим. Все достигают успехов, все, кто появился, необходимы. Самое главное — не заставлять их участвовать в «лошадиных бегах». Поэтому меня раздражает, что премия Щуко и Семенова превратилась в ежегодное соревнование на фоне капустника.

Артисты — очень ранимые люди. Как сравнить исполнителя роли Ричарда II и, например, актера, играющего Нуф-Нуфа из «Трех поросят»? Что делать с плеядой вологодских артистов, которые не стали даже народными, но были очень талантливы? Например, жена режиссера Минского Людмила Михайловна Лихачева, гениальная артистка без звания. Она умела на сцене делать такие вещи!

Мне больше нравится фестиваль «Итоги», который проводился в прошлом году. Он подытожил все премьеры сезона и объединил критиков, которые представили профессиональные разборы спектаклей. В следующем году мы его обязательно проведем под эгидой вологодского драматического театра. Предложение организовывать его раз в два года поддержал и начальник Департамента культуры Владимир Осиповский.

Владимир Александрович обещал помочь, а он всегда держит слово. Так было и с финансированием ремонта лестницы, и с оформлением на юбилей театра специального сертификата, благодаря которому мы приобрели новый пульт и несколько световых приборов для основной сцены.

— Поэтому вы выступаете и против введения конкурса на театральном фестивале «Голоса истории»?

— Судите сами. Не лучше ли миллионом рублей, который выделяют в качестве Гран-при победителю, профинансировать театральную афишу фестиваля и пригласить больше участников? Я за то, чтобы порадовать вологжан и устроить масштабный фестиваль, а не просто провести «лошадиные бега» за призы. «Голоса истории» уникален, и нам нужно держать марку.

Марина Чернова

12
0
Похожие статьи
  • 07 марта' 17 | Среда обитания

    Четыре года назад в Жилищный кодекс были внесены изменения, которые изменили правила проведения капитального ремонта многоквартирных домов.

    16
    0
  • 23 мая' 17 | Культура

    Новый спектакль Вологодского драматического театра «Один день из жизни сумасшедшего» предлагает зрителям почувствовать, что происходит с человеком, который не может смириться с реальностью.

    6
    0
  • 12 июля' 16 | Политика

    Глава, мэр — депутаты Вологодской городской Думы определили, кто и как будет управлять областной столицей по новой системе муниципальной власти.

    62
    0