Эпоха Глебовой

№16 (964) от 26 апреля 2016 г.

Встреча с актером и режиссером Никитой Михалковым навсегда изменила жизнь Зинаиды Глебовой. | Фото из личного архива

С её именем связана целая страница в истории вологодских кинотеатров.

Зинаида Глебова долгие годы возглавляла киноцентр «Вологда», в ведомстве которого находились (и находятся сейчас) все кинотеатры, принадлежащие городу.

Кино стало ее судьбой после знакомства в ранней юности с режиссером Никитой Михалковым и актером Сергеем Никоненко.


Выбор судьбы

Зинаида Анатольевна родилась в деревне Ирхино Вологодского района в крестьянской семье Ганичевых. Ее родные были настоящими хранителями деревенской культуры. Мама Нина Александровна великолепно плела кружева и научила этому ремеслу и дочь. Отец Анатолий Александрович участвовал в финской и Великой Отечественной войнах. В мирное время он ухаживал за лошадьми в колхозе. Многие уважали его за исключительное трудолюбие.

В 1970 году в деревню приехали кинематографисты, искавшие материал для фильма о войне. В сельсовете им посоветовали познакомиться с Анатолием Александровичем. Так студент ВГИКа Никита Михалков и актер Сергей Никоненко оказались в доме Ганичевых. В Ирхино они прорабатывали фактуру для дипломного фильма Михалкова «Cпокойный день в конце войны».

«Я слушала беседы Никиты Сергеевича с моим отцом: о войне и просто о жизни. Михалков был уже известен, он снялся в картине «Я шагаю по Москве», а вот Сергея Никоненко в те годы я еще не знала, с его фильмами и ролями я познакомилась позже», — рассказывает Зинаида Анатольевна.

Ее папа научил обоих — и Михалкова, и Никоненко — запрягать лошадей, держаться в седле, но, самое главное, Анатолий Александрович показал им, каков был душою деревенский человек, волею истории ставший затем солдатом-победителем.

Вспоминает Сергей Никоненко: «Когда Никита увидел, что я обучился играть на маленькой деревенской гармошке, запел частушки и с деревенскими девчатами пошел по деревне, он решил, что я созрел и можно начинать съемки».


Вверх по ступеням

После знакомства с кинематографистами юная Зинаида решила, что обязательно станет киномехаником. После окончания школы она поступила в вологодское техучилище №1. После его окончания она стала реммастером в Вологодской районной киносети, затем перешла в кинотеатр «Родина».

Зинаида активно проявляла себя: была председателем профкома, секретарем комсомольской организации киносети. Способную девушку заметили и включили в кандидаты в партию, направили учиться в университет марксизма-ленинизма, чтобы работать потом пропагандистом в школе коммунистического труда.

«В советской идеологии много было хорошего, — считает Зинаида Глебова. — Молодежь чувствовала уверенность в завтрашнем дне, ощущала свою ответственность за то, что происходит в обществе. Люди умели ценить малое, быть благодарными, умели помогать друг другу, высоко ценили такие качества, как порядочность, трудолюбие, бескорыстие. Мы все старались стать лучше, и я тоже много работала над собой».

Зинаида Анатольевна получила техническое образование, и профессиональные знания в дальнейшем помогли ей в числе первых по России производить техническое перевооружение кинотеатров. «Мы всегда работали на самом современном оборудовании, и у нас демонстрировались самые лучшие фильмы», — поясняет она.

Вскоре Зинаиду Глебову назначили директором кинотеатра «Октябрь», а когда культурная работа в нем оказалась налаженной «на отлично», ее перевели в «Родину» внедрять опыт «Октября». Затем Зинаида Анатольевна стала заместителем Галины Жуковой, тогдашнего директора киноцентра «Вологда». Галина Пахомовна ушла на пенсию в 1982 году. Зинаида Анатольевна приняла ее пост и оставалась в этой должности до 2011 года.


Борьба за кино

По словам Зинаиды Анатольевны, самой тяжелой порой стали 90-е годы. На кинорынок хлынула низкокачественная западная кинопродукция. Доступными стали видеомагнитофоны. Кинозалы опустели. Выросло целое поколение, не привыкшее смотреть кино на большом экране. Часть кинотеатров пришлось закрыть, чтобы сохранить три основных — «Салют», «Ленком» и «Мир» (в поселке Молочное). Это было большим достижением, поскольку многие города в 90-е и вовсе остались без муниципальных кинотеатров. Тогда киноцентр «Вологда» сделал ставку на культурную составляющую, много работал с социально незащищенными слоями населения (студенты, школьники, пенсионеры).

Чтобы вернуть зрителя в залы, Вологда стала фестивальной площадкой: «Новое кино России», «Сталкер» — без этих кинофорумов в нашем городе не удалось бы воспитать аудиторию, готовую оценить сложную программу «VOIСES» или «Фресок Севера». С тех пор и по сей день кинематографисты, приезжающие в наш город, отмечают хороший вкус вологжан, активность зала, умение сопереживать и спорить. Кроме прочего, высокие гости говорят и о дальновидности политиков той поры, сохранивших кинотеатры для Вологды в тяжелейшие 90-е годы.

«Очень многое для вологодского кинематографа сделал экс-губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев, а также недавно ушедший из жизни глава города Алексей Сергеевич Якуничев — светлая ему память! Он умел смотреть в будущее, не был рвачом, как некоторые нынешние чиновники», — рассказывает Зинаида Анатольевна.

Усилия вологодских властей не остались незамеченными: был заключен трехсторонний договор между администрацией города, правительством области и Госкино, и «Ленком» стал центром поддержки отечественного кинематографа. Затем он вошел в число 10 центров, получивших правительственный грант на техническую реконструкцию. А со временем и зрители вернулись в залы.

За годы работы директором киноцентра Зинаида Глебова познакомилась с огромным количеством кинозвезд, и к каждому умела найти свой подход, выстроить не просто деловое общение, но порой и дружбу. После ее выхода на пенсию в истории вологодских кинотеатров словно бы завершилась целая эпоха.

Но и на заслуженном отдыхе Зинаида Анатольевна не сидит без дела: занимается скандинавской ходьбой, плаванием, плетет кружева и с удовольствием нянчится с маленькой внучкой Викой. В ее жизни словно начался новый фильм, посвященный любимой семье.

Наталья Мелёхина

8
0