Новая жизнь

№17 (965) от 3 мая 2016 г.

Необычное панно встречает на лестнице всех, кто приходит на Козленскую, 35. | Фото с сайта newsvo.ru

В Вологде отреставрировали единственную сохранившуюся в городе стенопись Генриха Асафова.

Открытие отреставрированного панно состоялось накануне дня рождения автора.

Сын художника Александр Асафов потратил два с половиной месяца, чтобы восстановить роспись под названием «Новая деревня». В качестве консультанта в реставрационных работах участвовал и сам автор. Главной проблемой стало то, что из-за сырости обвалилась заметная часть штукатурки.

«В начале 2010-х годов роспись получила повреждение из-за утечки воды, — рассказал Александр Асафов. — В конце 2015 года мы вместе с собственником здания провели обследование этой стенописи и приняли решение о восстановлении. Стенопись — артефакт, имеющий культурное значение».

Панно расположено между третьим и четвёртым этажами офисного здания на Козлёнской, 35 и находится в открытом доступе. Всего их было три, но нижние два до наших дней не сохранились. Уничтожить последнее не дали журналисты «Премьера», которые вмешались в ситуацию и отстояли стенопись.

Точная дата создания этих панно неизвестна: не сохранилось никаких документов, в которых бы она была обозначена. Но в семье Асафовых считают, что датировать следует промежутком от 1985-го до 1988 годов. Всего же, по экспертным оценкам, в Вологде было сделано около двадцати подобных росписей. Сегодня известна только эта.

«Монументальная живопись существует только в архитектуре: в интерьере или в экстерьере, на фасадах, — разъяснил Асафов-младший. — Этот вид искусства — очень древний, возможно, первый из всех, которыми начал заниматься человек. Нужно особо, по-хорошему относиться к таким произведениям искусства, что касается и произведений XX века, и советского периода в том числе».

Несмотря на кажущуюся простоту, произведение является довольно смелым по своему содержанию. Генрих Асафов изобразил на нём гипотетическую деревню будущего, проект которой разрабатывался в то время учёными. По мнению его сына, панно по стилю похоже на авангард начала XX века.

Символично даже наличие новой архитектурной доминанты как приметы времени — водонапорной башни вместо церковной колокольни. Достаточно выразительны и лица людей, что показывает, что автор к ним не равнодушен. «Совершенно другой образ, совершенно другое будущее, совсем не такое, каким, как казалось автору, оно должно было быть», — говорит Александр Асафов.

Сам автор сегодня считает эту работу вполне удачной и даже сильной. «Возможно, он здесь работал даже более смело, чем на своих живописных произведениях, поскольку в тот период вся живопись попадала через выставки под достаточно жёсткую критику, под очень пристальное идеологическое внимание, — размышляет сын художника. — Какие-то решения, которые он мог считать экспериментальными, возможно, было проще реализовать в живописи, которая окажется в общем доступе и не попадёт ни на какие выставки».

Кроме Генриха Асафова, в Вологде работали и другие мастера настенной живописи. Среди них — Бронислав Кураго. До наших дней сохранилась его стенопись на одной из внутренних стен областного военкомата. Среди других мастеров этого жанра стоит также отметить Владимира Михайлова, Бронислава Шабаева и Виктора Сысоева.

«Много росписей делал Владимир Михайлов, но их затем закрасили, — рассказывает Бронислав Антонович. — Они же существуют до поры до времени. А потом у здания появляется новый хозяин, которому проще их закрасить...»

Владимир Пешков


Мнения

Любовь СОСНИНА, главный хранитель Вологодской областной картинной галереи:

— Генрих Асафов занимает одно из первых мест в вологодской школе живописи. Есть течение, которое продолжает традиции реалистической живописи; течение, основанное на традициях крестьянской культуры. Генрих Асафов, являясь ярчайшим представителем авангардной живописи, опирается на достижения Кандинского, Малевича, русского лубка, русской иконописи. У него очень много поклонников и последователей, за ним чувствуется хорошая школа.

Александр РЫБАКОВ, доктор искусствоведения:

— Стиль Генриха Асафова довольно самобытен и своеобразен, хотя он и не является его первооткрывателем. Это некоторые воспоминания, реминисценции о стилях французского постмодернизма, дадаизма и примитивизма. На вологодском фоне Генрих Асафов имеет своё лицо, его работы запоминаются и, безусловно, он украшает «корону» вологодского Союза художников.

92
0
Похожие статьи
  • 06 февраля' 18 | Выставки

    В центре культуры «Красный угол» состоится выставка художника Генриха Асафова, который в 60-м году снялся в фильме вместе с Шоном Коннери.

    307
    0
  • 20 декабря' 16 | Культура

    Самый крупный реставрационный проект года на территории Вологодской области завершен.

    58
    0
  • 24 августа' 18 | Город

    Проданный неделю назад дом №2 по улице Чернышевского передвинут на семь метров, а около спорткомплекса «Труд» может появиться пешеходный мост.

    399
    0
  • 18 июля' 17 | СтоЛица

    Вологодский художник-реставратор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ и член Союза художников России Александр Рыбаков в этом году стал почетным гражданином города.

    171
    0
  • 16 мая' 17 | Культура

    Будущие иконописцы, студенты московского духовного училища, проходят практику в Вологодском музее-заповеднике.

    42
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.