Особый взгляд

№26 (974) от 5 июля 2016 г.

Дмитрию Чернецову предложили заняться режиссурой дебютной картины, художественного фильма, и сейчас участники этого проекта ждут решения Министерства культуры.

Вологодский режиссер и оператор Дмитрий Чернецов, который работает вместе с Марленом Хуциевым, Никитой Михалковым и другими видными деятелями российского кино, рассказал газете «Премьер», что стал снимать на камеру еще в третьем классе.

Дмитрий хорошо известен в региональной журналистской и творческой среде. Он несколько лет работал оператором, затем какое-то время и директором канала РЕН-ТВ Вологда, а его сюжеты всегда отличались особым взглядом человека, который скорее вышел из мира кино, чем из телевизионной тусовки.

После переезда в Москву Чернецов занялся техническим обеспечением работы Представительства Вологодской области при Президенте РФ и Правительстве РФ. Параллельно участвовал в различных проектах — снимал кино о фильме «Утомленные солнцем-2» для студии «Три ТЭ» Никиты Михалкова, работал оператором в сериале Первого канала «Жуков», сериале НТВ «Казнокрады» и других, реализовывал проекты вологодской киностудии «Новая идея».

Многие из его картин удостоены высокой профессиональной оценки. Например, первую часть «Дионисия», снятого 10 лет назад, сейчас изучают в вузах разных стран, на счету картины — множество призов на кинофестивалях. Но к успеху Дмитрий относится спокойно. Приезжая в Вологду к родным и близким, он по-прежнему больше времени посвящает кино, а не праздной жизни.

Руководитель вологодского представительства Союза кинематографистов России Дмитрий Чернецов рассказал «Премьеру», какие проекты считает для себя самыми главными, и кому в мире кино он говорит «спасибо».

— Я начал заниматься любительской съемкой в 3-м классе, посещал одновременно несколько кружков. У меня была камера. Хорошая студия была на станции юных техников, где работал уникальный человек — Владимир Машанов. Там, кстати, мы и познакомились с известным кинорежиссером Юрием Половниковым, который тогда работал в Соколе, в своей студии, но он общался с Владимиром Константиновичем и периодически приезжал.

А первая яркая встреча, которая определила выбор профессии, была с Сергеем Никоненко. Большое ему спасибо! Он снимал в Вологде фильм «Целуются зори», и я в детстве бегал на съемки, которые проходили рядом с моим домом. Смотрел, как они все это делают, бывал на Пирогова — Козленской, у дома, где жил Астафьев, и на речном вокзале. Конечно, тогда делали все очень долго — за три-четыре дня могли снять всего одну сцену. Это разительно контрастирует с современным кинопроизводством, когда за смену нужно выдать 17 минут полезного материала.

— Что именно тебе нравилось? Идея создания своего мира, необычная атмосфера?..

— Конечно, меня зацепила атмосфера. Она была необычной для нашего города. Тогда к киношнику относились так, как будто он царь и бог. Это сейчас, увидев человека с телевизионной камерой, некоторые начинают раздражаться… Поэтому в старших классах я стал заниматься кино еще более серьезно. Первый фильм был снят после школы. Я на тот момент еще занимался в театре, в ГДК, где работали Юрий Вьюгинов и Феликс Демьянченко. И наша театральная компания решила снять небольшой смешной игровой фильм на 10 минут «Продавец цветов». Помню, что мы это сделали на камеру «Красногорск», на черно-белую пленку и все это проявляли вручную. К тому же в Вологде тогда часто проводились фестивали любительского кино, сюда приезжали люди из разных стран. Они тоже определили в какой-то степени мой интерес.

— Как ты решил поступать во ВГИК?

— В 90-е годы мир кинолюбительства стал разваливаться, и после армии я решился. Это произошло благодаря еще одной судьбоносной встрече. Если Никоненко подогрел интерес к кино, то режиссер Николай Досталь меня в какой-то мере благословил. С ним я познакомился в Вологде, на съемках его картины «Мелкий бес». Мне, как работнику вологодского ТВ, нужно было сделать сюжет для «Кинопанорамы». Мы разговорились, и я сказал, что собираюсь ехать и учиться у знаменитого оператора Юсова, который работал с Тарковским и снимал знаменитое «Иваново детство» и другие картины. И Досталь меня поддержал.

Учиться было непросто. Мы попали в такое время (это был конец 90-х годов), когда технически все было сложно. Вуз не финансировался, на пленке никто не работал, снимали на видео. Поэтому очень ценились пленочные работы, и у меня, к счастью, была одна работа на пленке — игровое кино, которое мы сняли с Юрием Половниковым. Это ценилось на вес золота.

— Насколько я знаю, после окончания вуза ты вернулся в Вологду, работал на РЕН-ТВ Вологда, а затем вновь уехал в Москву? Что повлияло на твое решение?

— Я знаком со многими людьми из телевизионного мира, но мне ближе кино. Даже там пытался снимать документальные фильмы, которые затем шли по каналу «Культура». Например, фильм о фестивале «Голоса истории» 1999 года. Недавно я его пересмотрел и отцифровал, чтобы сохранить. Потом знаковой работой был «Дионисий», который мы снимали к кинофестивалю «Фрески Севера». Был типовой заказ на фильм, надо было что-то сделать к юбилею, но картина изменила мою судьбу. Наверное, свыше было угодно, чтобы я участвовал в этом проекте.

После фильма «Дионисий» мне предложили возглавить техническую работу пресс-службы в вологодском представительстве в Москве. Мы первые сделали систему оперативной съемки и отправки сюжета в Вологду, на областное ТВ. Вячеслав Евгеньевич Позгалев очень удивлялся, как хорошо работает областное телевидение: мол, я только выступил, а уже показывают.

Вместе с Михаилом Макаровым и Мариной Барышевой занимались имиджевыми проектами региона — презентациями фильмов, которые мощно воздействовали на зрителей. Например, фильм «Земля Вологодская» до сих пор показывают на бизнес-форумах, так как делался он с душой, а не на основе презентаций с цифрами.

Один из интересных проектов, в котором я участвовал вместе с коллегами, например, с Дмитрием Воронцовым, это — разработка рекламной продукции проекта «Великий Устюг — родина Деда Мороза». Было интересно работать с актером Дмитрием Назаровым, который тоже участвовал в этом деле.

Параллельно я закончил режиссерские курсы у Владимира Хотиненко. Мне очень повезло на мастеров: и Юсов, и Хотиненко так близки к студентам, что им всегда можно позвонить, чтобы посоветоваться. Это была прекрасная школа, и знания, которые я там получил, помогают каждый день. После того как ушел из представительства, работаю в кино. Великий мастер, режиссер Марлен Хуциев пригласил меня поработать с ним в качестве оператора-постановщика на завершающей стадии картины «Невечерняя». Так как он скрупулезно над ней работает несколько лет и вместе с великими операторами, для меня быть среди них — большая честь.

Параллельно работаю над картиной о самом Марлене Хуциеве, завершаю в Вологде вместе со Снежаной Малашиной проект «От волока до Вологды», где рассказываем о городе начиная с 12 века и до наших дней. Стараюсь откликаться на предложения различных студий, которые снимают сериалы, и работаю оператором.

Интересный был проект — серия документальных портретов о знаменитых актерах и актрисах для ТВЦ. Любопытно слушать, каким был тогда съемочный процесс. Например, Инна Макарова вспоминала, что она отказывалась от работы в ночные смены, потому что считала, что в это время выглядит непрофессионально. В современной ситуации так никто не позволит себя вести актрисе. Съемочный процесс идет круглосуточно.

С другой стороны, раньше готовились к съемкам иначе. Я сам вижу, что такие артисты как Владимир Стеклов, как Валерий Баринов не могут позволить себе выйти в кадр неподготовленными. Даже если это эпизод, актер выстраивает линию персонажа. Большим удовольствием было наблюдать, как работает Никита Михалков. Мы снимали фильм о фильме, но видели, что он отдается своему делу всей душой. Полезно, что получился такой архив, который позволяет увидеть, как работает режиссер.

— Ты очень часто находишься с другой стороны камеры, видишь жизнь через диафрагму. Как это влияет на тебя?

— Порой очень хочется смонтировать изображение.

Марина Чернова

17
0
Похожие статьи
  • 28 февраля' 17 |

    Новый руководитель МЧС по Вологодской области рассказал «Премьеру» о цене человеческой жизни, коньках и ресторанах.

    36
    0
  • 26 января' 16 |

    Писатель Сергей Багров, ровесник Николая Рубцова, поделился воспоминаниями о поэте в честь 80-летнего юбилея.

    22
    0
  • 12 июля' 16 | Политика

    Глава, мэр — депутаты Вологодской городской Думы определили, кто и как будет управлять областной столицей по новой системе муниципальной власти.

    103
    0
  • 07 июня' 16 | Культура

    Фильм «Дионисий. Путь художника» вологодского режиссера Дмитрия Чернецова награжден дипломом XXV международного кинофорума «Золотой витязь».

    6
    0
  • 23 февраля' 16 | Люди

    Парень из деревни Миндюкино Череповецкого района сделал головокружительную карьеру, став первым секретарем Вологодского обкома КПСС, а затем и первым секретарем ЦК КП РСФСР.

    38
    0