Военная тайна

№27 (975) от 12 июля 2016 г.

25 января 1984 года экипаж майора Валерия Вымятнина вылетел с Кольского полуострова в направлении Кубы, но через 1 час 55 минут самолет упал. Всех погибших — 10 человек — похоронили в Федотове, их могилу венчает конструкция, символизирующая оторванный белоснежный хвост самолета… | Фото Юлии Лавровой

На YouTube-канале «Syriamubasher SLN» еще 5 июня появилось видео парящего в небе над Сирией четырехмоторного турбовинтового самолета-разведчика Ту-142. Боевики открыли огонь по цели из зенитных установок, но самолет-разведчик ушел от атаки.

По поселку Федотово Вологодского района ходят упорные слухи, что это был именно наш, федотовский самолет.


Позывной «Дремучий»

Военный аэродром в Кипелово в 40 с небольшим километрах от Вологды был основан в 1963 году.

Через два года он стал местом дислокации 392-го отдельного дальнеразведывательного авиационного полка Северного морского флота. До сегодняшнего дня аэродром имеет позывной «Дремучий», поскольку изначально вокруг был глухой лес, служивший отличной маскировкой.

Тогда в СССР никто не знал, что самолеты Кипеловского полка совершали разведку водных территорий от Северного полюса до экватора в Атлантике. Большинство заданий, на которые летали наши экипажи, засекречены до сих пор. Но есть в бывшем военном городке место, мимо которого пройти невозможно. Это мемориал летчикам, которые однажды отправились в свой последний полет.

Под некоторыми могильными плитами нет гробов, но на памятниках можно увидеть фотографии. Их много. Настолько много, что, по одной из версий военных историков, гарнизон морской авиации Северного флота в Федотово понес самые большие потери в мирное время среди аналогичных подразделений бывшего СССР.

Да и сам бывший военный городок назван в честь погибшего первого командира полка.

Под некоторыми могильными плитами нет гробов, но на памятниках можно увидеть фотографии. Их много. Настолько много, что, по одной из версий военных историков, гарнизон морской авиации Северного флота в Федотово понес самые большие потери в мирное время среди аналогичных подразделений бывшего СССР.

Да и сам бывший военный городок назван в честь погибшего первого командира полка.


«Ледяное облако»

Авиакатастрофу под Лахтой в Архангельской области, случившуюся 23 января 1966 года, называют крупнейшей за всю историю полетов военно-транспортного самолета Ан-8. На борту находилось 25 человек — все руководство только что созданного 392-го отдельного дальнеразведывательного авиационного полка во главе с полковником Александром Федотовым — однокурсником Павла Беляева, нашего земляка, одного из первых космонавтов Советского Союза.

Военный летчик 1-го класса Александр Федотов до назначения в Вологодскую область служил в морском ракетоносном авиационном полку ВВС Черноморского флота в Крыму, но не он в тот роковой день был за штурвалом. Руководство Кипеловского полка летело бортом, присланным из Мурманской области с военного аэродрома Луостари.

16 офицеров ВВС вылетели из Кипелово на Военный совет ВВС Северного флота, который должен был состояться в Архангельске. При заходе на посадку Ан-8 попал в «ледяное облако». При обледенении машина быстро опустила нос и врезалась в озеро Лахта рядом с военным аэродромом. Все 25 человек погибли.

Останки 16 офицеров похоронили в Кипелово, а через месяц Вологодский областной Совет депутатов трудящихся принял решение переименовать гарнизон Кипелово в Федотово в честь погибшего полковника Федотова — первого командира гарнизона. Так на мемориальном кладбище появился первый монумент погибшему экипажу.


По прозвищу «Дед»

1971 год стал «черной страницей» для Федотовского гарнизона. 15 января на «Дремучий» не вернулся экипаж подполковника Алексея Растяпина — одного из самых опытных летчиков полка по прозвищу «Дед». Как любил повторять сам Алексей Растяпин: «Я стар и опытен, я никогда не погибну».

Экипаж из 12 человек вылетел на тренировочный полет в качестве «ведомого» по обследованию надводных целей для пуска ракет с подводной лодки. Спустя 4 часа 22 минуты на высоте 9 тысяч метров Алексей Растяпин сообщил о пожаре на силовой установке, а затем о том, что пожар благополучно потушен.

Однако через 7 минут самолёт почти вертикально упал в воду. Все они так и остались на дне Баренцева моря, а точная причина катастрофы не установлена до сих пор. Еще долго при возвращении с маршрута, при выходе на остров Кильдин, экипажи других самолетов-разведчиков подворачивали влево, к месту падения экипажа Растяпина, и салютовали сигнальными ракетами. В Федотово был воздвигнут мемориал памяти летчикам.


Поляна Гладкова

31 августа 1971 года в окрестностях Северного полюса не мог всплыть на поверхность подводный ракетоносец «K-411». Лед оставался плотным — ни одной полыньи, связь с ракетоносцем потеряна… Для разведки и связи с подлодкой вечером 2 сентября с аэродрома Кипелово взлетели два самолета Ту-95. Командиром экипажа из 11 человек был заслуженный военный летчик, полковник Иван Гладков.

Около десяти часов вечера в районе Новой Земли они нашли подводную лодку, установили связь и получили команду возвращаться домой. Топлива в баках оставалось достаточно — примерно 60 тонн, поэтому километров за 100 от аэродрома на небольшой высоте самолет Гладкова начал кружить, вырабатывая авиационный керосин.

Прошло три часа, и внезапно погода резко ухудшилась: поднялся ветер, небо застилали облака. Руководитель полетов дал команду предупредить запасной аэродром о готовности принять самолеты. Однако было поздно, экипаж Ивана Гладкова запросил разрешение на снижение до 400 метров и… пропал.

Место, где погиб экипаж, теперь так и называется — Поляна Гладкова. Здесь установлен деревянный крест, средства на который собрали сами летчики, а на мемориальном кладбище имена погибших увековечены в монументе.


На дне

В экипаже майора Аркадия Красносельских был курсант с диковинной фамилией, знавший испанский, потому что именно на этом языке разговаривают на Кубе. Ту-95РЦ под командованием Красносельских разбился 4 августа 1976 года. Данные об авиакатастрофе засекречены.

Но сохранились воспоминания генерал-майора запаса Виталия Ветрова, который принимал участие в подъеме останков самолета: «…Поспешность была в подъеме остатков сбитого американцами самолета-разведчика Ту-95РЦ, а именно — секретного оборудования. Экипаж этого самолета выполнял задачу по контролю действий Второго Атлантического флота США. Мы работали в 180 милях южнее Бермудских островов. Команда свою задачу выполнила».

Позже водолазами на борт спасательно-поискового корабля из Саргассова моря были подняты и останки погибшего экипажа, после чего они были захоронены в океане, а в гарнизоне Кипелово установлен мемориал — 12 стел вокруг капсулы с морской водой…

25 января 1984 года экипаж заместителя командира эскадрильи майора Валерия Вымятнина перед вылетом с аэродрома базы ВМФ Оленья на Кольском полуострове провел в ожидании больше двух часов. Ждали погоду, а впереди был долгий перелет на Кубу. Взлетели уже далеко за полночь. Через 1 час 55 минут на скорости 346 километров в час самолет упал.

«Самолет падал плашмя, практически вертикально», — расскажут свидетели. Из 10 человек экипажа не выжил никто. И через десять лет в районе места падения огромные каменные валуны еще хранили следы трагедии. Сегодня все погибшие похоронены в Федотово, а их могилу венчает конструкция, символизирующая оторванный белоснежный хвост самолета…


Постскриптум

История отдельного дальне-разведывательного авиационного полка Северного морского флота закончилась в 1993 году. Сначала полк был перебазирован в другой регион, а через три года расформирован. Все до одного самолеты Ту-95РЦ порезали на металлолом.

Полеты в Федотово возобновились только в 2001 году. Сейчас там базируется отдельная противолодочная эскадрилья. Самолеты носят названия «Вологда», «Череповец», «Вытегра», «Белоозеро».

Дню основания авиации ВМФ России посвящается…

Юлия Лаврова

Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала ветерану ОДРАП Петру Беломестнову.


«ТАСС уполномочен…»:

В 1982 году во время англо-аргентинского военного конфликта советская газета «Правда» сообщила:

«В западных средствах массовой информации распространяются слухи о советских самолетах-разведчиках, которые якобы, базируясь в Анголе, выполняют облеты боевых кораблей Великобритании возле острова Вознесения.

В связи с этим ТАСС уполномочен заявить о том, что никаких военных баз, на которых базируются наши самолеты, в Анголе нет, а эти полеты являются очередной выдумкой западной прессы».

171
0
Похожие статьи
  • 13 сентября' 16 | Здоровье

    44-летняя вологжанка внезапно умерла в своей квартире.

    8
    0
  • 07 декабря' 17 | Криминал

    Почти семь часов никому не нужный жилец пятиэтажки в поселке Федотово умирал на лестничной площадке.

    533
    0
  • 02 августа' 16 | Происшествия

    Велосипедист погиб, наткнувшись на край ограждения. Трагедия произошла 23 июля в Вологде на участке улицы Южакова — от улицы Гагарина до Ленинградской.

    16
    0
  • 29 ноября' 16 |

    19 ноября ушел из жизни Сергей Леонидович Беляков — председатель Совета АККОР Вологодской области.

    17
    0
  • 31 января' 17 |

    В Бостоне ушел из жизни легендарный вологодский журналист.

    29
    0