Человек на своем месте

№29 (977) от 26 июля 2016 г.

Начальник поезда Вологда — Мурманск Анна Васильева. | Фото Лилии Сенченко

Бесперебойную работу железной дороги обеспечивают представители разных профессий, каждая из которых по-своему ценна.

В канун Дня железнодорожника мы хотим познакомить читателей с теми, кто каждый день старается сделать так, чтобы железная дорога была самым удобным, самым безопасным и самым доступным видом транспорта.

«Прежде всего безопасность людей и грузов!» — именно так на вопрос, что самое главное в вашей профессии, ответили все железнодорожники, о которых идет речь в нашей статье.


Хранители вагонов

«Наша специальность — осмотрщик вагонов — не на виду у пассажиров, но без нас никак не обойтись, — говорит Михаил Тютин. — Ведь именно мы следим за тем, чтобы грузовой или пассажирский вагон без проблем доехал от пункта А до пункта Б. Наша задача — смотреть, чтобы все узлы и детали вагонов были исправны».

Михаил Вениаминович и его коллеги осматривают вагоны на станции Лоста, тщательно проверяя колесные пары, тележки вагонов, буксовый узел, автосцепку — всего осмотр производится по 12 позициям. «Если обнаруживаем, что что-то не так, немедленно выбраковываем. Ведь от этого зависит безопасность движения поездов. Это самое главное в нашей работе, и первое, что слышат те, кто приходит учиться по нашей специальности, — исправность вагонов — залог безопасности», — строго сообщает Михаил Вениаминович. По его словам, за годы работы копится такой опыт, что осмотрщики знают все слабые места вагонов.

Михаил Тютин считает, что его профессия — достойный выбор для молодых людей, которые сейчас задумываются о будущей специальности. «В нашей профессии важна преемственность: когда приходит стажер, первое время его закрепляют за каким-то опытным работником», — поясняет он. Кстати, Михаил Вениаминович — представитель династии железнодорожников. Его папа — Вениамин Степанович Тютин — когда-то занимал должность начальника ПТО вагонного депо и был начальником станции Лоста.


За детской мечтой

Машинист тепловоза ЧМЭ-3 Евгений Глинкин подает составы под погрузку и выгрузку от Вологды-1 до станции Вологда-пристань. «Когда-то водил электровоз в более дальние рейсы, например, в Няндому, Бабаево и другие места, но понял, что это не мое: иногда после длительных поездок вообще перестаешь понимать, где находишься. Но быть машинистом — это моя мечта с детства», — признается Евгений Валерьевич.

Когда он был маленьким, семья жила на станции Дикая. До Вологды и обратно местные жители добирались тогда чаще всего на поезде. И вот однажды мальчику посчастливилось побывать в кабине машиниста и даже нажать на свисток. «Это было просто счастье! С тех пор я знал, что буду только машинистом. Став им, я не пожалел об этом ни дня. Это просто кайф, когда вся эта махина тепловоза или электровоза тебе подчиняется, и ты ведешь ее по рельсам! И очень здорово работать в команде, наблюдать, как сложная система железной дороги работает, как некий единый организм», — рассказывает Евгений.

Скорее всего, такую любовь к железной дороге он унаследовал: Евгений Валерьевич — представитель династии. Его мама — Наталья Борисовна — когда-то работала дежурной по станции Дикая, сейчас трудится в центре управления местной работой, папа — Валерий Николаевич — до 90-х годов был помощником машиниста. На железной дороге работали и бабушка с дедушкой.


Почти космонавты

«Чтобы быть монтером пути, нужно здоровье иметь, почти как у космонавта, — говорит Сергей Плюснин. — Работа у нас физически тяжелая. В любое время года, в любую погоду, хоть снег, хоть зной, хоть дождик проливной, мы трудимся под открытым небом».

Монтеры пути следят за исправностью собственно самого полотна железной дороги: рельсов, шпал. От их труда тоже зависит безопасность движения поездов. «Иногда поломки приходится устранять очень быстро. Фактически мы такая скорая помощь железнодорожных путей. Бывает, приходится выходить на работу в праздники и выходные», — объясняет Сергей Алексеевич.

Стать железнодорожником он хотел осознанно. «А кем же еще? В нашей семье нет ни одного человека, который бы трудился не на железной дороге, — говорит он. — Да, работать монтером пути сложно, но интересно! И всегда в коллективе, а он у нас дружный и сплоченный». Кстати, День железнодорожника монтеры пути отмечают, как правило, вместе. «Едем на шашлыки, поем песни под гитару, иногда устраиваем спортивные праздники», — рассказывает он.


Хозяйка станции

Чтобы стать дежурным по станции, нужно иметь ни больше ни меньше способности руководителя, так много системных задач приходится выполнять представителям (а чаще всего представительницам) этой профессии. Приемка и отправка поездов, формирование составов, маршруты маневровых тепловозов, перевод стрелок и сигналы светофора — всё это находится в ведении одного человека.

«Железная дорога — это не только «железо», то есть техника, и не только дорога, это еще и люди, поэтому с дежурного по станции спрос особый. На станции, к примеру, находятся осмотрщики вагонов, рабочие путей, машинисты, и всем-всем надо обеспечить безопасность», — говорит Ольга Баринова. Ольга Александровна не впервые становится героем публикаций «Премьера». В 2009 году в номере от 4 августа мы писали о ней в материале «Заведующая огоньками». Нынешним летом Ольга Александровна отметит не только День железнодорожника, но и 50-летний юбилей! С 1985 года трудится она на железной дороге. Кстати, ее супруг, Александр Михайлович, тоже железнодорожник — помощник машиниста. «Мы друг другу особенно близки и дороги, — говорит Ольга Баринова. — Наверно, потому, что у нас такая работа: я дежурю сменами по 12 часов, он постоянно в поездках. Редко видимся».


Правильный выбор

«Я думала, что поработаю проводником лишь временно, но поняла, что это моя профессия, что она мне очень нравится», — рассказывает Анна Васильева. Поступив после школы заочно в ВоГУ, она решила окончить курсы проводников. Начинала работу на рейсах в Мурманск, работала на южных направлениях, потом в фирменных поездах «Вологодские зори» и «Белые ночи».

По ее словам, профессия проводника привлекла ее сочетанием романтики и серьезного подхода, ответственности. «С одной стороны, постоянная перемена мест. Я увидела много новых городов, среди которых самый прекрасный — это, конечно, Санкт-Петербург. С другой, ты отвечаешь не только за вагон, но и за пассажиров. Чувствуешь особую значимость своего труда», — рассказала Анна. Кстати, среди ее пассажиров бывали не только рядовые граждане. Так, однажды в ее вагоне ехал артист Алексей Глызин. «А вот нестандартных ситуаций, к счастью, не бывало, и слава богу!» — говорит Анна Вячеславовна. Менять свою профессию она не хочет ни в коем случае. «Временное занятие растянулось на семь лет, — смеется Анна. — Я окончила вуз, и мне предложили стать начальником поезда. Я отучилась на курсах повышения квалификации, и вот этим летом я уже начальник поезда Вологда — Мурманск».

Наталья Мелёхина

На правах рекламы. ЗАКАЗЧИК: ООО «Новый сезон»

Похожие статьи