Битва за душу

№30 (978) от 2 августа 2016 г.

Николай Досталь болеет Вологодчиной, считая наш регион особенным местом. | Фото с сайта vologda-portal.ru

Кинорежиссер Николай Досталь презентовал новый фильм «Монах и бес» дважды — в Вологде, на кинофестивале Voices, и в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, где проходили съемки картины.

Картину «Монах и бес» критики назвали одной из самых злободневных кинолент.

Сюжет фильма прост. Когда монах Иван появляется на пороге монастыря первой половины XIX века, сбивая с себя огонь, настоятель понимает, что привычный уклад жизни будет нарушен. Игумен выбирает для монаха сложные послушания, и со всеми испытаниями Иван справляется мастерски. Даже царь Николай I был восхищен его находчивостью и прозорливостью. Настоятель отправляет Ивана на одиночное поселение, тогда и выясняется, что в монаха вселился бес по имени Легион. Так началась битва за душу...

Фильм, проект которого вынашивался четыре года, называют актуальным за его притчевый характер, живые и полные юмора диалоги. И несомненно, что многие из них вскоре разлетятся на цитаты. Знаменитый сценарист Юрий Арабов («Орда», «Фауст», «Чудо», «Мать и сын») сумел создать особый язык картины: «Бог строит церковь, а чёрт пристраивает часовню», «Вера — вот чем человек жив», «Не всё свято, что в книгу вмято», «Не любите, и не любимы будете». Многие из прибауток находил сам Николай Досталь, который по ходу добавлял их в сценарий.

«Монах и бес» — картина, которую кинорежиссер, известный фильмами «Штрафбат», «Маленький гигант большого секса» и другими, вновь снял в Вологодской области. Напомним, что это уже четвертая авторская картина, съемки которой проходили в нашем регионе. Вслед за «Мелкий бесом», «Завещанием Ленина», «Расколом» Николай Досталь обратился к вдохновляющей его натуре — к Кириллову, Ферапонтову и Семенкову…

В интервью различным СМИ Николай Николаевич всегда прославляет Вологодскую область и делает это не ради красного словца. Съемки давно позади, а он продолжает приезжать на отдых в Кириллов. Так было и в этом году. Весь июль кинорежиссер с супругой провел в доме друзей. «Прекрасные озера, природа. И главное, тишина. Без Интернета, телевидения, буду читать, ходить на рыбалку», — планировал во время Voices мастер.

Но неспешный отдых Досталь все же прервал на презентацию новой картины на кинофестивале Voices, которая состоялась в Вологде сразу же после показа на Московском кинофестивале («Монах и бес» стал единственной российской картиной, представленной в конкурсной программе 38-го ММКФ), а повторилась 19 июля в Кириллове. Именно территория Кирилло-Белозерского музея-заповедника уже во второй раз стала съемочной площадкой для фильма известного российского режиссера.

Предваряя просмотр, Николай Николаевич сердечно поблагодарил всех, кто помогал в создании киноленты, в том числе и директора музея-заповедника Михаила Шаромазова, и ответил на ряд вопросов зрителей.

— Почему вы снимаете ваши фильмы именно в Вологодской области?

В главной роли в фильме — актер театра «Сатирикон» Тимофей Трибунцев, который снимался у мастера в «Штрафбате», «Завещании Ленина» и «Расколе». | Фото с сайта kinopoisk.ru

— Лучше начать разговор со съемок «Мелкого беса». Мы искали что-то сохранившееся, город начала XX века. И именно в Вологде оказалось больше деревянных домиков, церквушечек, поэтому мы и остановились, выбрав именно ваш город. Надо сказать, что, на мой взгляд, город не изменился в худшую сторону: деревяшечки сохранились и даже стали более благоустроенные. Например, я приехал в гостиницу, и снаружи это — деревянный домик, а внутри все в стиле хай-тек, номер открывается карточкой… В общем, это отличный вариант сохранения деревянных домов. А еще Вологодская область мне близка тем, что я теперь отдыхаю в районе Кириллова, там, где Ферапонтов монастырь, и этой традиции изменять не намерен. В этих местах есть особый магнетизм!

— Как вы определяете жанр картины?

— Это не комедия. Но мы хотели о серьезном и о важном сказать с улыбкой, может быть, даже с иронией. Мне ближе жанр трагикомедии. Сейчас его называют и фантастикой, и религиозной сказкой. Сценарист фильма Юрий Арабов хорошо сказал двумя словами, о чем картина: «Может ли бес стать человеком? А черт его знает!» Хотя, конечно, фильм не только об этом. Он о христианском мире, о любви к человеку, к Всевышнему, это православное кино, но оно не по заказу РПЦ.

— Николай Николаевич, вы представили фильм на Московском кинофестивале. Расскажите, как отреагировали на картину жюри и публика?

— Аудитория воспринимала его хорошо, картине дали приз зрительских симпатий и приз Федерации киноклубов как лучшему фильму программы. Но официальное жюри нас как бы не приметило. Впрочем, у одной из моих картин «Петя по дороге в Царствие Небесное» уже есть «Золотой святой Георгий», а второго не досталось. Конечно, картина от этого лучше не станет. Но награда — невредная вещь, чтобы потешить самолюбие ее создателей. Думаю, что вручение приза зрительских симпатий хорошо скажется на прокате, который начнется 8 сентября в кинотеатрах страны. Когда мы показывали картину в Москве, в кинотеатре «Октябрь» был полный зал и живая адекватная реакция.

— А в чем была сложность создания фильма? Привлекали ли вы экспертов со стороны Церкви? А если да, почему не указали их имена в титрах?

— Мы давали читать сценарий представителям Церкви, я делал это с трепетом и тревогой, но они отозвались позитивно. Мы не стали указывать их имена, чтобы в любом случае претензии были к нам. В сериале «Раскол», кстати, мы поступили так же.

История Ивана имела место в житиях и фольклоре. Я прочел, что в Нило-Сорской пустыни жил Иван Семенович Шапошников, послушник, очень праведный человек. Он явился одним из прототипов главного героя картины. Также есть житие Ивана Новгородского XII века.

Там написано, как монах поймал в рукомойнике беса. Тот взмолился: «Отпусти». Монах сказал: «Отпущу, если меня свозишь в Иерусалим». Тот его за одну ночь туда и обратно свозил, но стал подбрасывать монаху всякий «компромат», бражку, например. И монахи связали Ивана Новгородского, положили на плот и в речку отпустили, а плот поплыл против течения. Монахи — на колени. Впоследствии он стал архимандритом и святым. Мощи этого святого теперь покоятся в Софийском соборе в Великом Новгороде. Юрий Арабов переплел кусочки из различных историй, внедрил туда Николая I с Бенкендорфом, и получился отличный сценарий…

Я не считаю себя воцерковленным человеком, но я православный и крещеный. Честно говоря, нам хотелось, чтобы фильм был обращен больше к молодежи. На картине написано для проката «12 плюс», но когда делаешь, думаешь именно о молодежи, именно им думать, соображать, любить. Хотелось, чтобы они приняли картину с интересом и с любопытством.

— Довольны ли вы результатом?

— Да, хотя процесс создания был очень сложным. Сценарий был написан в 2012 году. А сам фильм закончен в 2015-м. До этого я выжидал, собирал деньги, у проекта изменился продюсер. Спасибо Всевышнему, что продюсер Игорь Толстунов, руководитель студии «Профит», взялся со мной за этот проект и довел его до конца.

Ведь ситуация в нашем кино не очень хорошая. Говорят, что российское кино возрождается, но на самом деле «булькает», оно на плаву, но прироста нет. Вот объявили Год кино, но я не вижу перспектив из-за проблем с финансированием. Я бы хотел обратиться к властям: пожалейте календарь, то Год литературы, то Год кино… Это просто выброшенные бюджетные деньги, лучше бы их отдали на печать книг или на съемки картины. Трудно отечественное кино снимать и пробиваться с ним на экраны. Государство дает на производство фильма только 50 %, а то и меньше. Нужно искать небюджетное финансирование, но кто даст такие деньги на кино? В банке брать под проценты? А вернет ли прокат эти деньги?..

— Николай Николаевич, а сколько нужно денег, чтобы снять хороший фильм?

— Если говорить про наш бюджет, у нас было 120 миллионов рублей. Государство дало 50 миллионов, остальное искал продюсер. Я считаю, что это не очень правильное финансирование, когда всем сестрам по серьгам. Это совковая система. В итоге всем дают по 50%, а половина картин не может найти деньги, съемочные группы простаивают или даже возвращают деньги обратно.

Лучше бы дали 90 или 100 %, и пусть я не окажусь в этом числе, но другие люди точно снимут картину, и с них будет спрос. А у нас отчитываются перед Владимиром Владимировичем, что все хорошо, деньги распределены, а в итоге картины не снимаются.

Я говорю сейчас не о качестве картин, а о кинопроизводстве. Увы, но спонсор даст деньги на фильм, только если в сюжете фильма, как сказал один журналист, подвиг или ржачка.

Как они могут дать деньги моему фильму, если, по словам кинокритиков, у меня «ни туда ни сюда». И в этом есть доля правды.

Марина Чернова

22
0
Похожие статьи
  • 10 января' 17 | Экономика

    В конце года директор Ассоциации «СРО «Строительный Комплекс Вологодчины» Анна Леонова дала достаточно развернутую информацию в СМИ о ходе реализации 372-ФЗ от 03.07.2016.

    15
    0
  • 14 июня' 16 |

    Нелли Башлачёва до сих пор преподаёт химию в металлургическом колледже Череповца, ходит на рок-концерты и общается с друзьями своего сына.

    34
    0
  • 23 февраля' 16 | Люди

    Парень из деревни Миндюкино Череповецкого района сделал головокружительную карьеру, став первым секретарем Вологодского обкома КПСС, а затем и первым секретарем ЦК КП РСФСР.

    38
    0
  • 12 апреля' 16 |

    Чекист, промышленник, депутат Законодательного Собрания, доктор экономических наук, успешный бизнесмен, заслуженный «морж» и футбольный фанат…

    42
    0
  • 18 июля' 17 | СтоЛица

    Вологодский художник-реставратор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ и член Союза художников России Александр Рыбаков в этом году стал почетным гражданином города.

    66
    0