Глоток воздуха

№31 (979) от 9 августа 2016 г.

Он всегда куда-то бежит, а если останавливается на пять минут, то тут же обкладывает себя несколькими телефонами и нетбуками, чтобы одновременно отвечать, звонить или набирать сообщение. | Фото Марины Черновой

Один из организаторов кинофестиваля VOICES Максим Горбов со студенчества ведет «подрывную» работу, придумывая для Вологды фестивали, резко выделяющиеся на фоне протокольных мероприятий для галочки своей креативной формой и глубоким содержанием.

Максима, который научился расписывать свой день «под завязку», многие привыкли называть по имени-отчеству.

Конечно, такое уважительное отношение к молодому парню не может не раздражать некоторых, представляющих себе работу в сфере культуры как синекуру с поездками по всей стране и эпизодическими появлениями на церемониях открытия тоскливых мероприятий.

Противодействие по отношению к себе Горбов периодически ощущает, но относится к подобным проявлениям с сочувствием и пониманием. Главное для него — реализовать идею и провести очередную культуртрегерскую историю.

О своем опыте Максим Горбов рассказывает охотно и загорается от мысли, что его протоптанная тропинка в мир кино не уникальна: «На моих глазах волонтеры, которые работали на VOICES, заводили знакомства в этой сфере, находили работу, переезжали или принимали решение поступать в вузы, связанные с кинематографом. И это здорово!»


О химиках и дворниках

«Не могу сказать, что был фанатом кинематографа с детства. Наверное, любовь проснулась в институте. Вообще-то я учился в химико-биологическом классе школы №8, но очень быстро понял, что эта естественно-научная история не про меня.

Поступил на журфак филологического факультета и именно здесь стал чаще ходить в кино, ездить в другие города, на кинофестивали. Потом совершенно случайно на третьем курсе я стал делать программу «Киномаксимум». До этого работал полгода дворником, так как стипендия была очень маленькой. Совершенно не стесняюсь этого, считаю, что в жизни нужно попробовать все. Например, испытать ощущение, когда все спят, а ты с воробьями встречаешь рассвет».


О роли личности

«Когда по приглашению главного редактора ТВ7 Полины Виленской я стал делать программу про кино, которое идет в прокате, познакомился с директором Киноцентра «Вологда» Зинаидой Глебовой и перешел в кинотеатр «Салют» специалистом по работе со зрителями. Зинаида Анатольевна делала отличные кинофестивали, где я волонтерил. На одном из мероприятий я три дня ходил по городу с актером Виктором Сухоруковым, который представлял новый фильм Павла Лунгина «Остров». На меня повлияло это знакомство, было очень интересно, он такая грандиозная личность!

Думаю, все встречи были в моей жизни неслучайными. С одной стороны, я ничего не планировал, а с другой, старался сделать что-то свое. Например, мы одними из первых в России запустили показ альтернативного контента в кинотеатрах с «НеваФильм».

Но когда ты делаешь одно и то же на протяжении четырех лет, в жизни все равно что-то меняется, потому что ты знакомишься с людьми, которые могут изменить твою жизнь коренным образом. Так, я познакомился с директором кинофестиваля VOICES Игорем Лысенко, и это было поворотным событием. Я стал участвовать в организации фестиваля, а потом и вообще уехал из Вологды в Москву».


О новом деле

«С одним из продюсеров, знакомым мне по VOICES, я сделал документальный фильм о Борисе Немцове. А в прошлом году предложили стать заместителем руководителя Кузьминок, московского музея-усадьбы Голицыных, и я согласился. Мне нравится осваивать новое дело. А музейное дело очень непростое: это фонды, хранение, кругооборот документации. Объем бумажной административной работы съедает огромное количество времени, столько подписей я в жизни не ставил!

Меня и пригласили в музей, чтобы я расшатал систему, придумал то, что привлечет в усадьбу людей. Первое направление моей работы в музее связано с выставочной деятельностью, а усадебная история может показать себя в конце года или через год-два. Среди интересных планируемых событий в усадьбе в ближайшее время – выставка кинорежиссера Сергея Соловьева, где мы покажем фото и костюмы из его фильмов».


О VOICES и Шаламове

«Главное в организации любого дела — это чтобы тебе самому нравилось. Например, для создания атмосферы кинофестиваля VOICES в этом году мы использовали в качестве информационных стендов арт-объекты из ящиков картошки Михаила Приемышева. Также мы заметили, что перед «Ленкомом» не было хорошего асфальта, и благодаря оперативному вмешательству городских властей и руководства кинотеатра он накануне открытия кинофестиваля появился. Кинотеатр — лицо города, и за ним нужно следить.

В этом году программа VOICES получилась небольшой, но интересной, с подборкой документальных картин, со зрительским жюри. Мы боремся за фильмы, которые у нас будут показаны первыми, и часто добиваемся этого.

Вологодский фестиваль «Четвертая Вологда», посвященный Варламу Шаламову, был придуман мной и поддержан Правительством Вологодской области. Мы хотели, чтобы о писателе узнало как можно больше молодых людей. Есть шаламоведы, есть иностранцы, которые приезжают и сразу бегут в Дом-музей Шаламова, но его творчество, увы, неизвестно широкому кругу людей. Я с этим сам столкнулся. Поэтому и решил сделать акцент на смежности, и это был фестиваль с выступлением актера Александра Филиппенко, фотовыставкой Эмиля Гатауллина. Надеюсь, что в следующем году мы сделаем второй фестиваль, и он будет нешаблонным. И пускай это будет непросто. А если ничего не делать, зачем вообще работать?»

Марина Чернова