Сочиняйте!

№38 (986) от 27 сентября 2016 г.

Ученики 11 классов уже в декабре этого года будут писать сочинение. | Фото с сайта школа11.рф

Современным школьникам необходимо чаще писать сочинения, чтобы научиться излагать свои мысли.

В 2013 году президент РФ Владимир Путин поручил изменить школьные стандарты таким образом, чтобы при окончании учебного заведения снова учитывалось сочинение. Такая необходимость возникла не на пустом месте. Пять лет школа существовала без этого испытания, и последствия оказались весьма печальными.

Дело в том, что система ЕГЭ отучает ребят связно излагать свои мысли. Это один из ее объективных минусов. Как показала практика, дети из «поколения ЕГЭ» к 11 классу не умели ни связно говорить, ни писать связные тексты, потому что при тестовой системе проверки знаний этот навык не требуется.

Конечно, в обязательном ЕГЭ по русскому языку есть эссе, но этот малюсенький текст фактически пишется по определенной «формуле», которую достаточно зазубрить.

«Мы убедились в этом на собственном опыте: только к концу 3-го курса наши студенты начинали нормально излагать свои мысли в устной или письменной форме, — подтверждает профессор филологического факультета ВоГУ Гурий Судаков. — Из школы выходили дети, которые не могли и трех слов связать. Причем, что интересно, самые говорящие ребята у нас были в начальной школе, а к старшим классам они отучались разговаривать, им вполне хватало кивков головой, ответов «да» или «нет» или галочек в соответствующих графах тестов».

Поручение президента было выполнено: вот уже третий год подряд учащиеся 11-х классов будут писать сочинение. Это произойдет в декабре. Оценка выставляется по форме «зачет — незачет». В начале учебного года Совет по сочинению при Минобрнауки назвал тематические направления, в соответствии с которыми ученики могут начинать подготовку. На этот раз эти направления сформулированы в виде понятийных противопоставлений: «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда».

Темы необходимо раскрыть с опорой на литературный материал. «Из пяти предложенных тем ребята выбирают одну. Они могут заранее разработать план будущего сочинения, подобрать опорные цитаты. Необходимо использовать как минимум два литературных произведения», — пояснил Гурий Васильевич. Заметим, что старшеклассники имеют право обратиться к художественным текстам не обязательно из школьной программы.

Чтобы научить детей из «поколения ЕГЭ» связно говорить и связно писать, родителям рекомендуют не полагаться целиком и полностью только на школу. Все-таки сочинение в нынешней системе образования (даже после введения его в ранг обязательных выпускных испытаний) по-прежнему играет небольшую роль. Поможет, к примеру, участие в детских литературных конкурсах. Их проводят книжные издательства, подростковые журналы, различные общественные организации, библиотеки и т.д. Пусть даже ребенок и не одержит победу в таком творческом состязании, но он получит необходимую практику в изложении своих мыслей, а также стимул развивать свою речь и логическое мышление.

Кроме того, с ребятами нужно больше разговаривать, просить их пересказать любимые сцены из фильмов или любимые эпизоды литературных произведений. Можно практиковать как игру издание домашних рукописных книг, посвященных самым обычным темам (например, «Мои каникулы», «Мои друзья» и т.д.). Главное — помнить, что ни одна из существующих моделей образования не идеальна, а баллы за ЕГЭ — это весьма условный показатель развития личности.

Наталья Мелёхина


Байки от Ехалова

Яшку в депутаты!

— Козлик-то у меня, Яшенька, самолучший, кронюшка. Погляди-ко на него. Выходка чисто генеральская. Ему бы не козлом родиться, так давно бы уже на каком-то большом правлении был. Ведь из ума сложен Яшенька-то у меня. Токо не говорит.

Вот у меня крыша пылко течет. Пошла к Борису Васильевичу, думала, укропает мне крышу-то.

— Некогда мне, — говорит. — Сенокос на дворе.

Да и вышел по какой-то нужде на калидор. А Яшенька-то, кронюшка-то мой, выскочил Борису Васильевичу на столик, и слышу, уж боркает чего-то там, боркает. Да и написал Борису Васильевичу в картуз. Вот какой озорник. Написал да и спрыгнул.

А Борис-от Васильевич заходит, одевает картузик и говорит:

— Всяко и у меня крыша течет. Вот полезу чинить, дак заодно и тебе укропаю…

Так вот какой у меня Яшенька, смышленой. Ему бы не козлом родиться. Давно бы уж в депутатах ходил. Вишь, вишь, как ногу кладет, выходка-то, что у генерала хорошего.

Анатолий Ехалов


Говорим по-русски

Георгин или георгинов?

Как правильно назвать этот осенний цветок, если речь о нем идет во множественном числе в родительном падеже? Есть две трактовки, причем одна «лингвистическая», а другая — «садоводческая». Согласно словарям, эти цветы можно называть по-разному.

Лингвистическая норма: «Георгин» — единственное число, именительный падеж, мужской род; «Георгинов» — множественное число, родительный падеж, мужской род.

Садоводы уточняют: «Георгин» — многолетнее растение, размножающееся клубнями; «Георгина» — однолетний цветок, который высаживают семенами.

Однако если мы говорим «георгин» (единственное число, именительный падеж, мужской род), то во множественном числе будет «георгинов». А если «георгина» (женский род), то тогда правильно во множественном числе «георгин».

Некоторые садоводы уточняют лингвистов. По их мнению, георгин и георгина — это разные цветы. Георгин (мужской род) — это многолетнее растение, размножающееся клубнями. Соответственно, множественное число, родительный падеж — «георгинов». Георгина (женский род) — однолетний цветок, который высаживают семенами (и тогда правильно — «георгин»).

6
0
Похожие статьи