Место на полке

№48 (996) от 6 декабря 2016 г.

Декабрь — период перезаключения договоров с торговыми сетями на 2017 год, и поставщики волнуются. | Фото с сайта m24.ru

Поправки к новому закону «О торговле» могут существенно ущемить права вологодских производителей.

Участники рынка не сомневаются, что после 1 января 2017 года положение мелких и средних производителей ухудшится, а цены могут вырасти.


Закон Яровой

Инициатором поправок в ФЗ «О торговле» стала заместитель председателя Государственной Думы Ирина Яровая, уже известная по ряду резонансных законопроектов в сфере защиты россиян от террористической угрозы. На этот раз парламентарий призвала защитить права малого и среднего бизнеса от слишком завышенных требований торговых сетей продовольственных товаров.

15 июля 2016 года поправки к закону были приняты, и с 1 января совокупный размер выплат, которые получают ритейлеры от поставщиков в качестве платы за вход, ограничен 5% от стоимости поставки. Также по закону срок оплаты товаров сокращается с 10–45 дней до 8–30 дней в зависимости от длительности хранения продукции.

Под «входом» в торговую сеть продовольственных товаров подразумевается (согласно документу) «перечень услуг, который включает в себя, среди прочего, услуги по продвижению товаров (включая услуги по специальной выкладке), логистические услуги, услуги по подготовке, обработке и упаковке товаров, а также иные услуги».

Проще говоря, предприятие, производящее продукцию, платит торговой сети лишним товаром либо денежными средствами за, к примеру, украшение витрин, при котором используется продукция производителя, платит за рекламу торговой сети, где продается его товар, за более привлекательные полки, где товар наверняка попадется на глаза покупателю.

Сколько сегодня стоит «вход» в торговые сети, работающие на территории Вологодской области, неизвестно. Производители продукции, с которыми связался «Премьер» в ходе подготовки публикации, коммерческую информацию не раскрывают. Однако, по разным экспертным оценкам, это может составлять до 30% от стоимости поставки.

С нового года ситуация, по замыслу законодателей, должна измениться, поскольку ритейлу ограничили условия. Правда, сами производители так не считают.


«Полный беспредел»

«То, что происходит во взаимоотношениях между производителями и ритейлерскими сетями, это просто полный беспредел, — отрезал заместитель директора ЗАО «Вологодский хлебокомбинат» Сергей Николаев. — Стоимость хлебопродукции снижена фактически до себестоимости, в то время как торговая наценка ритейла составляет до 80%!»

«Я не намерена афишировать суммы, которые производители платят торговым сетям за «вход». Это мои личные договорные отношения», — пояснила Елена Минакова, представитель торгового дома, продвигающего на рынок продукцию завода «МиМП».

«Разные суммы называются, — подтверждает председатель Совета директоров АО «Вологодский мясокомбинат» Константин Никольский. — Торговые сети диктуют нам условия. И они просто кабальные».

«На сегодняшний день 30% розничного рынка продовольствия в Вологодской области занимают торговые сети, из них 15% — федеральные торговые сети, — поясняет начальник Управления торговли Департамента экономического развития правительства Вологодской области Дмитрий Антонов. — О том, сколько стоит «вход» на полки федеральных сетей для наших производителей, я не знаю. Но местные торговые сети не завышают условия».

И тем не менее все обеспокоены. Декабрь — период перезаключения договоров с торговыми сетями на 2017 год, и, по мнению вологжан, условия в связи с новым «законом Яровой» изменятся.


«Под удар»

«Торговые сети компенсируют потери, но другим путем. Они обойдут закон, — уверен Сергей Николаев. — Во-первых, заставят уменьшить стоимость поставляемого товара, чтобы сделать наценку больше и получить свою прибыль. Во-вторых, введут дополнительные штрафные санкции. Что делать производителю в таком случае, чтобы остаться «на полке»? Уменьшать стоимость продукции путем удешевления сырья. Заменять, например, растительное масло на пальмовое».

«Под удар» в первую очередь попадут мясопереработчики. «Пока я не заключала контракты на поставку в торговые сети на 2017 год, — говорит Елена Минакова. — Торговые сети говорят о своей неготовности. Но жду изменений в связи с новым законом».

Гораздо большее беспокойство выражает Константин Никольский. «Штрафные санкции могут быть любыми, сколь угодно высокими за любое нарушение, — считает предприниматель. — Торговые сети будут компенсировать законодательные ограничения именно так, и пока не вмешается Правительство на самом высоком уровне и не установит жесткое регулирование взаимоотношений между производителем и торговой сетью, ситуацию исправить нельзя. Наше предприятие уже сегодня работает фактически «в ноль», потому что все, что мы зарабатываем, отдаем этим «спекулянтам»!»


Договор дороже водки?

В гораздо большей безопасности накануне вступления в силу поправок к закону «О торговле» чувствуют себя переработчики молочной продукции. Как пояснили «Премьеру» в Департаменте сельского хозяйства и продовольственных ресурсов, в России на сегодняшний день наблюдается 20-процентный дефицит сырого молока. Он связан прежде всего с ограничением поставок сухого молока из Белоруссии, и пока ситуация будет оставаться такой же, опасаться нечего.

«Мы встречались с представителями торговых сетей по этому вопросу, — рассказала «Премьеру» Надежда Щавлева, директор «Вологдамолпрома» (Ассоциация молокопереработчиков региона, которая объединяет 60% предприятий, включая крупнейшего переработчика — Вологодский молочный комбинат). — Все договоры продолжат действовать в 2017 году на прежних условиях. Сети сами заинтересованы в присутствии на полках товаров вологодских молочных производителей, поскольку именно среди вологжан местная продукция пользуется повышенным спросом».

Между тем ряд федеральных торговых сетей уже сообщает, что «подписная кампания» в самом разгаре. Например, в «Дикси» к 1 декабря переподписано более половины договоров с поставщиками. Как сообщили представители компаний, «во многих товарных категориях изменений не требуется».

Один из крупных производителей алкогольного рынка Вологодской области пояснил нашей газете, что вопрос с поставками в торговые сети на 2017 год пока открыт.


Время переговоров

«Снижение цен на алкогольную продукцию законодательно невозможно, — рассказал нам представитель компании. — Если говорить о сегменте продукции эконом-класса, мы не сможем пойти на изменения в договорах по требованию сетей. Торговые места в крупных федеральных сетях нам необходимы, поэтому будем вести переговоры».

Между тем начальник Управления торговли Департамента экономического развития правительства Вологодской области Дмитрий Антонов никакой угрозы для вологодских производителей в связи с изменением законодательства не видит.

«Я знаю, что эта тема активно обсуждается в деловой среде, — говорит Дмитрий Антонов. — Но пока фактов шантажа или какого-либо нарушения закона со стороны сетей нет, и комментировать, соответственно, нечего. Вологодские торговые сети выразили готовность работать без ущерба для интересов местных производителей, а федеральных торговых сетей на рынке всего 15% — это не критично».

Юлия Лаврова

51
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.