Вологодские сибиряки

№28 (1027) от 18 июля 2017 г.

Жизнь в Барабинске (на фото), как и в Бабаеве, вращается вокруг железной дороги. Да и в целом сибирский городок чем-то похож на вологодского собрата. | Фото с сайта gelio-nsk.livejournal.com

Жители новосибирского города Барабинска переезжают в Бабаево. Две первые семьи уже устроились на новом месте.

После изменений в работе железных дорог в далеком от наших мест райцентре не у дел осталась часть работников депо.

Барабинцы были вынуждены ездить на работу в областной центр, расположенный в 300 километрах. И некоторые из них решили: лучше навсегда уехать жить на другой конец страны, чем тратить каждый день по несколько часов на дорогу домой.


Города-братья

Барабинск, как и Бабаево, возник на рубеже XIX и XX веков вокруг станции на только что построенной железной дороги. Причём оба стоят фактически на одной и той же ветке, которая идёт из Санкт-Петербурга на восток через Вологду, Екатеринбург и Новосибирск. Бабаево и Барабинск разделяют три тысячи километров — таково расстояние, к примеру, от Вологды до Исландии. В экономике обоих городов и сегодня доминируют предприятия железной дороги, только вот ситуация разная.

«Раньше бригады с местом жительства в Барабинске приходили на планёрку и начинали свой рабочий день, — рассказал «Премьеру» депутат барабинского райсовета Павел Жигаревич. — Сегодня машинисты проходят Барабинск без смены локомотива, а наши бригады вынуждены каждый день ездить в Новосибирск на планёрку, а потом сдавать локомотив после работы тоже в Новосибирске. Многим это не нравится. Поэтому начинается высвобождение работников грузового движения. Сегодня в Барабинске сокращают помощников машинистов пассажирского движения».

После того, как к Павлу Павловичу на приём пошли железнодорожники, желающие сменить место жительства, народному избраннику пришлось провести целое депутатское расследование. Так он оказался в кабинете заместителя начальника дирекции тяги по кадрам и социальному развитию Октябрьской железной дороги. «Мы с ним разговорились, и он сказал, что готов брать на работу не только в Бабаево, но и в Петербург, и в Усть-Лугу», — говорит Жигаревич.

Взгляд на запад страны упал неспроста. Во-первых, в Бабаеве в советское время часто работали барабинские машинисты-вахтовики. «От нас к вам постоянно направлялись локомотивные бригады, поскольку своих постоянно не хватало, летали в командировки, жили по месяцу. Поэтому некоторые наши специалисты знают и профиль местности, и рельеф», — уточняет депутат.

Во-вторых, уроженец Барабинска Сергей Коломеец в 2000-2001 годах руководил вологодским отделением Северной железной дороги, перевезя с собой часть своей команды. Затем Сергей Николаевич работал в Ярославле и Калининграде, но часть из переехавших с ним специалистов до сих пор живёт в Вологде, в том числе и один из родственников Павла Жигаревича.


Первопроходец

Первым в минувшем апреле в Бабаево переехал машинист грузовых поездов Виктор Лихоманов. Обошлось без ознакомительной поездки: приехал, сразу же оформился на работу и начал водить поезда. Сегодня он уже встал на ноги, получил служебное жильё и перевёз жену с дочкой, которая в сентябре пойдёт в первый класс школы, расположенной недалеко от дома.

«Если бы не понравилось, я бы не остался бы. Цены нормальные, по работе всё устраивает. Здесь природа очень красивая, люди другие — приветливые, молодёжь нормальная, спокойно всё. Если что спросишь, отвечают, объясняют, хорошо идут на контакт. Только вот погода подкачала, мы к таком холодному лету не привыкли, но мне сказали, что такое здесь бывает нечасто», — делится «бабаевский сибиряк».

Успел Виктор Лихоманов уже отдать должное и одному из своих хобби — рыбалке. «Я такой, что найду и грибы, и ягоды, и рыбу, — делится машинист. — Мне главное — озёра найти и лодку, а то в самом городе много рыбы не поймать. У вас здесь интересно — природа совсем другая, другие грибы, ягоды». И действительно, вологодские леса — совсем не то же самое, что Барабинская степь, в честь которой назван город, откуда в Бабаево едут железнодорожники.


Проторенной тропой

Переселенцы из Барабинска заезжают в специальный дом, построенный в прошлом году Октябрьской железной дорогой для своих сотрудников. Аналогичный дом был построен десять лет назад, и в нём тоже живут железнодорожники, переехавшие в Бабаево из других регионов, преимущественно из Забайкалья. Получив ведомственное жильё, переселенцы оформляют регистрацию и получают доступ к ряду социальных благ. «Все дети ходят в детские сады и школы, все трудоустраиваются, никто за бортом не остаётся», — констатирует первый заместитель главы администрации Бабаевского района Ирина Савина.

Председатель районного представительного собрания Николай Коротышев замечает, что для переезда специалистов из других регионов есть объективные причины. «У нас — инфраструктура железной дороги, мощная железнодорожная станция, есть работа, есть дефицит кадров. Активно работает лесопромышленный комплекс. Но главное, что у нас есть, — это железная дорога», — сказал он корреспонденту «Премьера».

После Лихомановых из Барабинска в Бабаево переехала ещё одна семья, на очереди — еще несколько человек, сейчас преодолевающие ряд формальностей. Павел Жигаревич говорит о том, что планирует продолжать эту работу, «благо в Бабаеве есть потребность в кадрах». «За двумя первыми семьями готовятся ехать одиночки, — продолжает свой рассказ Павел Павлович. — Одному из них нужно завершить ряд формальных процедур, и он будет готов переезжать. Он пока ещё не женат и хочет создать семью уже на новом месте. Всего я знаю около десяти человек, которые готовятся к переезду. Посмотрим, кто не имеет собственного жилья, у кого нет ипотек и кредитных обязательств. Но многим сложно вырваться».

Двое взрослых сыновей есть и у Виктора Лихоманова. Возможно, что и они рано или поздно переберутся поближе к отцу. «Пока работают, но как знать?» — отмечает теперь уже бабаевский машинист.

Владимир Пешков

45
0
Похожие статьи