2 сентября 80-летний юбилей отметила классик русской литературы Ольга Фокина.

Песни о главном

№35 (1034) от 5 сентября 2017 г.

Ольга Фокина в гостях у «Премьера» в 2012 году. | Фото Натальи Мелёхиной

 

 

 

 

Язык ее произведений всегда восхищал не только читателей, критиков, филологов, но и композиторов.

 

 

Далеко не каждое стихотворение, пусть это даже шедевр поэтического искусства способно стать песней, а вот к творчеству Ольги Фокиной обращались многие композиторы, в том числе такие, как Валерий Гаврилин или Азон Фатах.

 

 

 

Интонации Родины

 

 

Известно, что самой поэтессе больше всего нравятся песни на ее стихи в исполнении Северного русского народного хора. И это авторское предпочтение свидетельствует о том, что Ольга Александровна сознательно выбирает народное звучание для своих текстов. Ведь желающих исполнять композиции на ее стихи очень много. Так, знаменитую «Звездочку мою ясную» поют Борис Гребенщиков, Валерий Меладзе, Дима Билан, а Алла Пугачева называет ее своей любимой песней.

 

 

Но почему же стихи Ольги Фокиной так легко ложатся на музыку? Почему они не только легко читаются и запоминаются, но легко и поются? Дело все в тех же интонационных схемах, напоминающих мелодику фраз в народных песнях. «Ценители поэзии сразу расслышали и выделили в многоголосом поэтическом хоре хрустально-чистый, звонкий, проникнутый интонациями северной речи и народной поэзии голос Ольги Фокиной. Ее интонации безукоризненны; кажется, что ее устами говорит и поет сама северная природа, сама русская земля. И не удивительно, что такие ее стихотворения, как «Насмотрись, зорька, в реченьку…», «Здравствуй, речка Паленьга…», «Песни у людей разные…», стали песнями», — пишет библиограф Татьяна Рудая, составительница книги «Кудесница русской поэзии» (это библиографический справочник по творчеству Ольги Фокиной вышел в Архангельске к 75-летию поэтессы).

 

 

Исследовательница Ольга Макарова пишет об этом же в статье «Родники Ольги Фокиной» (опубликована в литературном журнале «Двина» №2 за 2004 год): «Особое место в творчестве Фокиной занимает лирическая протяжная песня. К этому жанру поэтесса пришла, казалось бы, случайно: «По большому счету, серьезно к песенному творчеству я никогда не относилась, потому что в нашей профессиональной среде это считается очень легким жанром... Песня, родившаяся из моего стихотворения, — просто приятный пустячок», — говорит Фокина в одном из интервью. Для лирических песен Фокиной характерны простота стиля, естественность образа, использование разнообразных песенных приемов — зачины, звуковые повторы и другое:

 

 

 

  • «Здравствуй, речка Паленьга,
  • Золотое донышко!
  • Под мосточком-бревнышком
  • Не таись!
  • От тебя мы с Аленькой
  • В разные сторонушки,
  • В разные сторонушки
  • Разошлись».

 

 

 

 

Не пустячок

 

 

Известный критик и литературовед Василий Оботуров пишет: «Ольга Фокина организует свой стих так, что уже подготавливает почву для композитора. У нее психологически оправданы повторы, ритмические перебои, нет ничего, что затруднило бы эмоциональное развитие темы». То есть, в отличие от самой поэтессы, исследователи не считают песни, родившиеся из ее стихотворений, «пустячками».

 

 

Так, филолог Елена Титова (Вологда) в статье «Другость в поэзии Ольги Фокиной» начинает свое рассуждение с объяснения термина «другость»: «Слово, вынесенное в заглавие статьи, взято в кавычки лишь потому, что на сегодняшний день оно еще не обрело статус общеупотребительного литературоведческого термина... Однако именно данное слово, с нашей точки зрения, способно закрепить представление о лирической полифонии и разнообразии художественных достижений Ольги Фокиной, о смысловой емкости и эволюции поэтических решений автора».

 

 

По мнению Елены Витальевны, особенность таланта Ольги Фокиной заключается в очень тонком умении «расслышать свой голос в других голосах и даже позволить иному, не своему, восприятию жизни воплотиться в стихах». Как замечает филолог, «вариативность «говоров», гибкость и в то же время непосредственность поэтических интонаций Ольги Фокиной вызваны прежде всего преодолением различий в речевых проявлениях персонажа стихотворения и автора-рассказчика».

 

 

Ольга Фокина не только и не столько пишет о себе, сколько сопереживает другим людям. Именно поэтому в ее стихах звучат самые разные голоса: безответно влюбленного паренька-гармониста («И над озером, и в озере — луна…»), матери («Над лесом зорька занялась…»), школьника, впервые испытывающего чувство ревности и потому получающего «двойку» («Страшная месть»), одинокой женщины, потерявшей на войне пятерых сыновей («Ничего я, робя, не умею…), рабочего-сплавщика, для которого все стихи о красоте русской березы — пустое эстетство («О березе»).

 

 

Елена Титова объясняет: «Песенная доминанта в жанровом репертуаре Ольги Фокиной замечена рецензентами уже при оценке ее первых сборников («Сыр-бор», «Реченька», «А за лесом — что?»), внешне она подтверждена и заглавиями некоторых стихотворений («Утренняя песенка», «Грустная песенка», «Летняя песенка»), или начальными строками: «Пой, вселенная! Я воскресаю!» (Фокина, 2003, I, 16), «Песни у людей разные…» (Фокина, 2003, I, 83), «Назвали песню очень старой» (Фокина-5, 2007, 233), «Всё — путем! Хожу и напеваю…» (Фокина, 2003, II, 510). В поэтическом словаре данного автора слово «песня» вообще одно из самых частотных».

 

 

Под народную песню стилизуют стихи Ольги Фокиной даже ее окказионализмы (это слова, созданные авторами, и обычно непонятные вне пределов произведения). Пишет доктор филологических наук Андрей Петров (Архангельск): «Наиболее значимыми из всех лингвистических средств создания образа Русского Севера в поэзии Ольги Фокиной следует признать диалектизмы, отражающие особенности северной речи, а также авторские окказионализмы, стилизованные под народную речь». Например, слово «самолётина» (самолет): «Над болотами, /Над поскотиной, /Укачал меня самолётина» (стихотворение «Кто на Тарногу?») Или еленёнок (почка ели): «Торопливо распеленывать /Будешь добрая душа, /Ненаглядного, зеленого/Еленёнка-малыша» (стихотворение «Ёлка, срубленное дерево...»).

 

 

Наталья Мелёхина

 

 

 

Цитата:

 

 

Елена ТИТОВА, филолог:

 

 

— Все населяющие лирику Ольги Фокиной деревья и травы, луга и поля, ягоды и грибы, реки и родники, звери и птицы сливаются в единый образ растущего и цветущего, поющего и страдающего, живучего и гибнущего, но неустанно творящего и созидающего душу человека.

Совместный проект газеты «Премьер» и Управления информационной политики Вологодской области

 

Похожие статьи
  • 06 июня' 17 | Культура

    Совместный проект газеты «Премьер» и Управления информационной политики Вологодской области

    1
    0
  • 12 июля' 16 | Рецензии

    «МОСКВА И ПЕТЕРБУРГ — КАК МЫ ИХ НЕ ЗНАЕМ». Фонд «Русский текст», 2015

    1
    0
  • 29 ноября' 16 | Культура

    Филолог Татьяна Андреева собирает любопытные «случаи из языка»: маленькие истории, связанные с пониманием или употреблением тех или иных слов.

    4
    0