Марина Чернова

e-mail: marinapremier2016@yandex.ru

В Театре кукол «Теремок» поставили оперу «Дон Жуан». Режиссера — многократного «золотомасочника» Евгения Ибрагимова — специально пригласили в Вологду для создания этой веселой постановки

Ария главного шалуна

№10 (1060) от 13 марта 2018 г.

Как рассказывают в «Теремке», в уникальной версии, в которой все роли принадлежат куклам, малая сцена театра превратилась в шикарный оперный зал «Ла Скала» в миниатюре.

О знаменитом режиссере Евгении Ибрагимове говорят, что ему подвластны все жанры, кроме скучного. В Вологде он поставил оперу для кукол.

Любовь, ревность, убийства — все эти страсти казались некукольными, а самыми что ни на есть настоящими. Но на глазах публики исполнители ролей, сделанные из разных материалов, оживали. А главное — из-за комментариев в разухабистом стиле арии главных героев вызывали в зале хохот.
«Премьер» выяснил у автора постановки, какой ценой далось ему и актерам труппы «Теремка» это волшебство, и какой эксперимент у Ибрагимова следующий по плану.

Такая сложная кукла

— Опера в исполнении кукольного театра — это такая хулиганская традиция в Европе. Первой оперой в кукольном театре для меня была «Волшебная флейта» Моцарта в Зальцбурге. Но там обычно такие постановки играют с марионетками. Артисты стоят на высоких тропах и управляют марионетками. Когда все сделано всерьез, это немного скучно. Ведь даже Моцарт и автор либретто, монах-бенедиктинец, изначально написали шутку, — рассказывает Евгений Николаевич.

— Что было самым сложным во время работы?

— Кукла — сама по себе сложный инструмент. Для ребят, которые с такой историей никогда не сталкивались, было довольно сложно. Они, по сути, выучили новый язык. Ведь мы делаем оперу, а на самом деле — это балет. Сами куклы ничего не умеют. Поэтому трое человек в этой опере руководят одной куклой. Чтобы ею управлять, у трех человек сердца должны биться в унисон. У некоторых ребят сегодня это получилось.
Мне понравилось работать с труппой «Теремка», это гениальные ребята. И цеха замечательные. Все делают с любовью. Я считаю, что «Теремок» — один из лучших театров страны, потому что люди живут театром, работают не за зарплату. Это принцип настоящего кукольника. Например, у меня нет зарплаты, я езжу по всему миру и ставлю спектакли, чтобы кормить семью. Мы живем в Чехии, а моя работа расписана на два года вперед. Когда ты на одном месте живешь и работаешь, в этом тоже есть какой-то кайф. Пешком — на работу! Яже все больше на самолете.

— Кто автор «закадровых» комментариев, которые вызывают в зале смех?

— Это мой знакомый, который взял и прокомментировал происходящее. Честно скажу, я долго эту тему пробивал, а директор «Теремка» Елена Бухарина сразу откликнулась и сказала: «Давай сделаем». Ничего не побоялась. Некоторые боятся, обсуждают, а как, мол, у нас это все воспримут… Мне тоже интересно, как вологжане придут на оперу, а увидят вот такое кукольное действо.

— Какие виды искусства может вобрать в себя кукольный театр?

— Все что угодно. И цирк, и балет. Я сейчас буду делать в театре у Сергея Безрукова настоящий кукольный театр «Буратино».

— Сергей Безруков сам сыграет Буратино?

— Смеется Я к Сергею отношусь с большим уважением, он — великий артист, одаренный сверх меры. Он очень любит свой театр, а это важно. Ему хочется сделать что-то необыкновенное. Я уважаю его за смелость. Он давно за мной охотился и, когда увидел мой спектакль в Санкт-Петербурге, сам мне позвонил. У него правильная идея — изменить что-то в драматическом театре.

Вне правил

— Вас называют режиссером-горцем, гордостью черкесского народа. Есть ли у вас какие-нибудь спектакли, созданные на основе народных сказок?

— Да, конечно! У меня есть черкесская сказка «Старик и волчица», которую я сделал еще на 3-м курсе. Мы как-то собрались с моим другом и коллегой Борей Константиновым и еще двумя итальянцами, поехали к нам на Кавказ на машине и показали сказку прямо на воздухе, при живом огне. Когда моя тетя, которая всю жизнь учила чужих детей, увидела эту сказку, взяла с меня обещание, что ее увидит весь мир. Сейчас она идет в 7 странах, я ее показывал даже на площади в Брюсселе.

Сейчас я живу в Чехии, в деревне Добра Вода, подальше от цивилизации и недалеко от Альп. Жить надо там, где радуется глаз, где люди доброжелательные. Мы долго искали это место под солнцем. У меня жена-чешка. Несколько лет ездили по России, она со мной жила в Сибири. Я ее называл «декабристкой».

Зато теперь у моих детей есть возможность общаться с бабушкой и другими родственниками. У меня не было такого счастья — мою бабушку в 1942 году угнали немцы на работы. Я ее запомнил очень красивой. Когда друзья говорили о своих бабушках, мне тоже хотелось общаться со старшим поколением. Я рад, что моим детям повезло.

— У Вас очень много наград.Возникает ли груз ответственности, когда Вы принимаетесь за новую работу?

— Я не обращаю на это внимание. Мне, конечно, приятны все эти награды, звонки, телеграммы с поздравлениями. Например, я первый из «кукольников» получил премию Станиславского. Я удивился, ведь в моих постановках нарушены все законы Станиславского и все законы физики.

ИЗ ДОСЬЕ «ПРЕМЬЕРА»: Евгений Ибрагимов (на фото — с куклой того самого Дон Жуана) окончил факультет театра кукол СПГАТИ. В 1988-1993 годах — актер Карачаево-Черкесского русского драматического театра. В 1998-2006 годах — главный режиссер Хакасского театра кукол «Сказка». В 2006-2010 годах — главный режиссер Эстонского кукольного и молодежного театра в Таллинне. В 2010-2012 годах — главный режиссер Театра кукол в Ческе-Буудеевице в Чехии. Лауреат премии «Золотая маска».

224
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.