Юлия Лаврова

e-mail: nasta71@yandex.ru

Проект строительства Некрасовского моста через реку Вологду благополучно «похоронен» вместе с 12 миллионами бюджетных рублей, потраченных на разработку проектной документации

Большая переправа

№47 (1046) от 28 ноября 2017 г.

Так мог бы выглядеть мост в створе улицы Некрасова согласно проектной документации. | Визуализация с сайта vologda-portal.ru

Решать транспортную проблему власти предлагают за счет реконструкции и расширения Октябрьского моста, которому в этом году исполнилось 86 лет.

Без специальных разрешений

Октябрьский мост был построен в Вологде по проекту ученого инженера-мостостроителя, академика АН СССР Георгия Передерия в 1931 году. Сооружение состоит из трёх арочных пролётов, центральный из которых — судоходный. Камень для облицовки опор, устоев моста и парапета был привезен из Харовского района.

Несмотря на то, что большинство мостов, спроектированных архитектором Георгием Передерием в СССР, сегодня перестроены, а Октябрьский мост до сих пор сохраняет свой первозданный вид, он не является памятником историко-архитектурного наследия и не имеет охранных обязательств.

«Нет, Октябрьский мост не входит в реестр охраняемых памятников, — подтвердил «Премьеру» начальник управления культуры и историко-культурного наследия администрации города Вологды Николай Дьяков. — Пока не входит. Однако сегодня принят план, закрепляющий границы исторических поселений Вологды. Октябрьский мост является частью этого плана».

Октябрьский мост  построен в 1928-1931 годах по проекту профессора Г. П. Передерия. Начальником строительства  был инженер Алексей Гаккель, производителем работ — инженер Б. А. Забродин. Также в строительстве участвовали мастера-камнетёсы С. С. Гусев и его сыновья — В. С. Гусев и Н. С. Гусев. Камень для облицовки моста заготовлялся строителями в Харовском районе Вологодской области. Опалубкой моста для железобетонных работ занималась бригада плотников под руководством мастера А. Забавина. Для движения транспорта мост был открыт 18 марта 1931 года.

 

| По материалам книги В.И.Соколова «Вологда. История возникновения, застройки и благоустройства», 1977. Фото с сайтов ru.wikipedia.org и pastvu.com

Границы исторических поселений до 2017 года должны быть утверждены согласно поправкам ФЗ от 30 декабря 2015 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Все градостроительные работы в границах исторических поселений требуют дополнительных согласований в историко-культурных ведомствах.

«Пока план не утвержден, — пояснил Николай Дьяков. — Однако даже после его утверждения работы по расширению Октябрьского моста можно будет проводить без специальных разрешений Минкультуры».

Два берега у одной реки

То, что Вологде не хватает как минимум двух мостов, чтобы связать два берега реки, стало ясно еще в 2007 году. В 2008 году вопросом занялся городской отдел архитектуры и градостроительства.

«Мы проводили исследования, — рассказал нам бывший заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства администрации города Вологды, архитектор Владимир Лукин. — Уже на тот момент было понятно, что транспортная проблема есть, и она будет только усугубляться. Обсуждали строительство двух мостов — Южного и Северного».

По замыслу, Южный мост через реку Вологды должен был соединить микрорайон улицы Конева через Флотский переулок с улицей Судоремонтной. А Северный — створ улицы Некрасова с проспектом Победы.

В этом месте собирались строить Некрасовский мост.

«С учетом того, какие районы планировалось в ближайшие годы отдать под застройку больших микрорайонов, перспективным был все-таки Южный мост. Для сравнения: расчетная нагрузка Южного моста в перспективе составляла 40 тысяч автомобилей в сутки, Северного — 10 тысяч автомобилей. Очевидно, что нужно было проектировать в первую очередь Южный мост», — отмечает Владимир Лукин.

«Трест», который лопнул

Однако в планы на ближайшее будущее попал именно Северный мост. Осенью 2013 года, практически одновременно с открытием Белозерского путепровода, администрация города заключает контракт стоимостью 12 миллионов рублей под названием «Выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по строительству мостового перехода через реку Вологда и автодороги от перекрестка улицы Некрасова с улицей Чернышевского до транспортной развязки через железную дорогу Москва — Архангельск в городе Вологде» с Санкт-Петербургским ОАО «Мостостроительный трест №6». Согласно условиям контракта, до конца 2014 года предприятие должно было подготовить проект будущего сооружения.

Проект действительно впечатлял. И красивый вантовый мост, который представили архитекторы, стоимостью в 1,3 миллиарда рублей администрация города полностью одобрила. Однако строительство все откладывали. Сначала — на 2016 год с увеличением финансирования до 2,5 миллиарда рублей, затем — на 2017 год, где стоимость составила уже более 3 миллиардов рублей, а сейчас стало понятно, что никакого нового моста в принципе не будет.
К слову, 22 марта 2016 года решением Арбитражного суда Московской области ОАО «Мос­тостроительный трест №6» было признано банкротом.

Красивый вантовый мост, который представили архитекторы, стоимостью в 1,3 миллиарда рублей администрация города полностью одобрила. Однако строительство все откладывали.  | Иллюстрация с сайта newsvo.ru

Повременим…

При доходе муниципального бюджета в 6,3 миллиарда рублей муниципальный долг Вологды на сегодняшний день составляет 2 миллиарда 236 миллионов руб­лей. Ясно, что лишних миллиардов у Вологды нет, а помощи со стороны областной столице ждать не приходится.

«Мы понимаем, что строительство нового моста повлечет колоссальные финансовые затраты, по­этому к решению этой проблемы необходимо подходить постепенно, — считает мэр города Сергей Воропанов. — Стоимость проекта — более трех миллиардов рублей. При этом мост исключительно муниципальный. Он не является транзитным и не соединяет региональные или федеральные трассы, поэтому заявиться в Минтранс или Росавтодор на софинансирование проекта фактически нереально».

Любопытно, что, пока в Вологде проектировали и обсчитывали в сторону увеличения строительство нового моста, в Череповце тоже решали аналогичную проблему, но только в сторону уменьшения, — за два года построив новый мост через реку Кошту, затратив вместо запланированных 100 миллионов рублей — всего 40. Четырехполосный путепровод соединил Череповец с промышленной зоной химического комбината и федеральной трассой Вологда — Новая Ладога. Деньги были выделены из областного и городского бюджетов. Открыли новый мост 4 ноября ко дню рождения города.

Вологде пока предложен другой вариант. «В первую очередь необходимо проработать вопрос о возможности реконструкции и расширения Октябрьского моста до четырех полос, об организации перекрестка с круговым движением или светофорным регулированием на пересечении улиц Орлова и Чернышевского, а также об исполнении проспекта Победы в четырехполосном варианте на всем протяжении, — заявил губернатор Олег Кувшинников. — Эти решения позволят увеличить пропускную способность магистралей и снять транспортную проблему в центральной части города».

По мнению главы региона, после указанного срока и с учетом ввода в эксплуатацию обхода города и завершения реконструкции Окружного шоссе планируется провести комплексный анализ транспортных потоков с привлечением экспертов профильных федеральных институтов. «Заключение специалистов станет основой для принятия решения о целесообразности строительства нового моста», — отметил губернатор.

Еще один вид задуманного Некрасовского моста, вписанного в реалии города.  | Визуализация Л.Беляева, 2009 год. Иллюстрация с сайта newsvo.ru

Невозможное возможно?

«Реконструировать мост постройки 1931 года? — озадачен один из авторов проекта реконструкции Каменного моста в Вологде Владимир Лукин. — Наверное, нужно спросить специалистов. Однако мы видим, что он разрушается. Кроме того, реконструкция моста и увеличение до четырех полос приведет к дополнительному привлечению транспорта. Транспортный поток увеличится, а это совсем нехорошо для исторического центра города. Добавлю, и это моя личная позиция, что, несмотря на то, что Октябрьский мост не является памятником архитектуры, для меня он памятник и есть».

Владимир Лукин убежден, что Октябрьский мост — это фактически уникальное сооружение. «В свою очередь я бы предложил задуматься о строительстве одного-двух пешеходных мостов в Вологде. Зимой я наблюдаю, как вологжане переходят реку по льду. Таких пешеходов много, и это заставляет задуматься о целесообразности недорогих пешеходных сооружений. Возможно, подвесных», — предлагает архитектор.

«Премьер» обратился к специалистам в области мостостроения с вопросом, возможен ли вообще такой проект, как реконструкция Октябрьского моста.
«Возможен, — говорит главный инженер проектов мостостроения проектно-изыскательского института «Севзапдорпроект» Сергей Алехин. — Раньше строили на совесть. Посмотрите на сооружение, загляните под него, и вы увидите, какая мощная арматура проложена. Можно сказать, благодаря этой арматуре мост и сохраняется до сих пор, несмотря на то, сколько слоев асфальта на него уже уложено».

По мнению нашего эксперта, нужны изыскания, которые помогут определить качество и сохранность опор. «Вот только сейчас экспертиза требует освидетельствования фундамента, а это, скорее всего, невозможно. Мы не знаем, какой там фундамент. Тут может возникнуть проблема. Конечно, новый мост построить и легче, и лучше. Транспортная проблема в Вологде очевидна, и ее нужно решать. Насколько мне известно, сегодня идет работа над предложенным проектом. Некрасовский мост хотят сделать меньше, удешевив строительство. Работают проектировщики из Москвы», — уточнил Сергей Алехин.

В свою очередь заместитель мэра Вологды Антон Мусихин говорит, что к проекту реконструкции Октябрьского моста город приступит уже в 2018 году: «Если потребуется, можно разобрать, укрепить и собрать опоры, не меняя внешнего вида сооружения, а вот перекрытия нужно менять полностью. В 2018 году будет разработан проект, и я думаю, что в 2019 году мы начнем работу по расширению Октябрьского моста».

в тему

Алексей ПЛЕХАНОВ, первый заместитель-председатель исполкома Вологодского городского Совета народных депутатов (1981-1987 гг.), почетный гражданин Вологды:

 

— С Октябрьским мостом у меня связана одна история. Это было в 1982 году. На дворе стоял январь, и в одну из суббот вдруг началась оттепель, да такая, что растаяли все дороги и сугробы вдоль тротуаров. А на следующее утро, в воскресенье, грянул мороз в минус 25 градусов, и стало ясно, что в понедельник областной центр встанет. Да просто никто и никуда не поедет!

 

И дороги, и тротуары превратились в непроходимую ледяную мостовую с препятствиями. Никакая уборочная техника их бы не взяла. Что делать?!

 

И тогда я поехал в полк, который находился на тот момент на улице Чернышевского, и попросил там гусеничный танк. Но предварительно запросил в архитектуре характеристики Октябрьского моста. Мне ответили: «Танк пройдет. Мост выдержит нагрузку, но только один танк и только один раз».

 

И танк прошел от улицы Чернышевского до самого Григорьевского и частично «размолотил» лед. Потом смогла работать уборочная техника, и к утру понедельника улицы привели в порядок.

551
0
Похожие статьи
  • 29 декабря' 15 | Среда обитания

    Под Великим Устюгом несколько тысяч человек отрезаны от жизни.

    7
    0
  • 05 июля' 16 | Экономика

    Ленинградский мост в Вологде отремонтирован досрочно, за 35 дней. На эти цели было потрачено почти 11 миллионов рублей из городского бюджета.

    15
    0
  • 24 января' 17 | Политика

    19 января в Череповце началась реализация крупнейшего инфраструктурного объекта, который в перспективе соединит две федеральные трассы.

    8
    0
  • 01 ноября' 16 | Политика

    Некрасовский мост в Вологде могут вообще не построить.

    42
    0
  • 04 апреля' 17 | Среда обитания

    Некрасовский мост в областной столице может быть построен только с привлечением частного инвестора.

    38
    0