Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Большая тайна

№48 (1098) от 4 декабря 2018 г.

Завод производил качественный вологодский продукт. | Фото с сайта vop.ru

Вологодский завод «СКДМ» сократил персонал и готовится к ликвидации.

С 27 ноября вологодский завод строительных конструкций и дорожных машин сократил почти 300 сотрудников.

На следующий день в рамках банкротства было продано последнее принадлежавшее заводу имущество. Конкурсное производство может завершиться уже 15 января 2019 года, закономерный итог которого — ликвидация. Официально на предприятии заявляют о поиске инвестора для продолжения работы.

Славное прошлое

Вологодский завод строительных конструкций и дорожных машин организован на базе авторемонтных мастерских в 1947 году. Первоначально предприятие работало без плановых заданий, а по заявкам на ремонты. В 1970 году завод был передан в структуру Министерства автомобильных дорог РСФСР и переименован в Завод дорожных машин, определив основную специализацию по выпуску мобильных инвентарных зданий для строителей автомобильных дорог. Именно тогда возникло название «Дормаш», которым для краткости до сих пор называют его вологжане.

В 1992 году предприятие было акционировано, став АО «Вологодский завод дорожных машин». Со временем предприятие стало открытым акционерным обществом, получив нынешнее название —  «Вологодский завод строительных конструкций и дорожных машин» («ВЗСКДМ»). Оно связано с тем, что предприятие освоило новую продукцию — блок-контейнеры для строительства быстровозводимых конструкций. В разное время завод строил не только вахтовые городки, но и детские сады, и столовые, и целый ряд объектов для Минобороны и Олимпиады в Сочи. В 2015 году была проведена ещё одна реорганизация, после которой предприятие вновь стало АО. На этот раз нововведение означало, среди прочего, что состав акционеров больше не подлежит обнародованию.

В 2009 году предприятие, согласно годовому отчёту, на 98% принадлежало двум иностранным компаниям — Palacegate trading limited и Bosterville limited. В последнем публичном отчёте, утверждённом перед реорганизацией из ОАО в АО в июле 2015 года, указано, что 51,2% акционерного капитала и соответствующий объём обыкновенных акций на то время контролировал председатель совета директоров банкир Алексей Железов.

12 июля 2016 года зарегистрировано юридическое лицо практически с тем же названием — АО «СКДМ» (без слов «Вологодский завод»), учредителем которого стал «ВЗСКДМ». Генеральным директором в обоих случаях значился Василий Галюк. А через две недели, 27 июля вологодская производственно-коммерческая фирма «Союз» обратилась в арбитражный суд с иском о банкротстве из-за долга 574 тысяч рублей. Работники были переведены с «ВЗСКДМ» на «СКДМ».

Согласно базе данных «Sinapsnet», 2016 год был для «ВЗСКДМ» провальным с точки зрения выручки и прибыли. Если в 2014 году выручка предприятия составила 2,2 миллиарда рублей при прибыли 61 миллион, в 2016-м АО получило лишь 861 миллион при убытке 42 миллиона. Резкое падение финансовых показателей совпало с общим кризисом в российской экономике после 2014 года.

Однако закрывать предприятие никто не собирался. В 2017 году предприятие отметило своё 70-летие. В тот день была заложена капсула с посланием к будущим поколениям. «Мы обустраиваем самую северную скважину российского шельфа «Центрально-Ольгинская-1», которая находится в Хатангском заливе моря Лаптевых; разрабатываем новый конструктив блочно-модульных зданий, которым вы обязательно воспользуетесь. Мы уверены, что вы, наши потомки, будете гордиться многими достижениями завода», — говорилось в тексте письма потомкам.

Вахтовый посёлок газоперерабатывающего завода в Амурской области. | Фото с сайта gazprom.ru

Неприступный Амур

Попыток выправить положение ВЗСКДМ при этом не бросал. С 2015 компания вошла в качестве подрядчика в проект по строительству газопровода в Китай «Сила Сибири». ВЗСКДМ участвовал в строительстве жилого микрорайона для рабочих, которые возводят крупнейший в России газоперерабатывающий завод в Амурской области. Весь городок расcчитан на 25 тысяч рабочих, ВЗСКДМ строил пятую его часть. В нынешнем октябре первые семь тысяч рабочих заселили посёлок. Первая очередь завода в целом должна быть введена в 2021 году.
Генеральным подрядчиком при строительстве завода является АО «Нипигаз», входящее в группу компаний «Сибур». Оно в 2015 году заключило три договора субподряда с вологодским заводом «СКДМ», которые были расторгнуты 1 декабря 2017 года по соглашению сторон, при этом генподрядчик удержал 79 миллионов рублей.

Как видно из материалов Арбитражного суда Вологодской области, у генподрядчика возникли претензии к качеству смонтированных из блок-контейнеров зданий, в частности, к целостности лакокрасочного покрытия. Ответчик пытался переложить вину на новосибирское ООО «Торговый дом «ТеплоТрейд», которое готовило для вологжан проектно-сметную документацию и отдельные конструкции. Однако суд встал на сторону последних, и предприятие осталось должно своему поставщику 43 миллиона рублей.

Стоимости работ, которые проводил «Дормаш» в Амурской области, в открытых источниках нет, но собеседники среди бывших работников предприятия называют сумму около полутора миллиардов рублей.

В целом это вполне соотносится с годовой выручкой наиболее успешных для предприятия лет. Те же собеседники «Премьера» выдвигают версию о том, что трудности при реализации проекта возникли из-за колебания цен на металл, что негативно сказалось на результате работы.

По данным группы компаний «Финам», в январе 2016 года средняя цена сортового и фасонного проката составляла 21 тысячу рублей за тонну. В декабре 2016 она превысила 30 тысяч. В июле 2017 года средняя цена снижалась до 22 тысяч, но после вновь начался рост. К примеру, в октябре 2018 цена составляла 31 тысячу рублей за тонну. «В этой ситуации металлурги демонстрируют рост финансовых показателей, в то время как у потребителей металлургической продукции рост издержек опережает динамику выручки», — констатирует эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачёв.

«Значительные ценовые колебания всегда несут риски как для производителей, так и для потребителей продукции, — подчёркивает аналитик по товарным рынкам компании «Открытие Брокер» Оксана Лукичева. — Но этими рисками можно управлять, так как это рыночные риски и менеджмент, который банкротится от колебаний цен на сырье и продукцию, просто не является профессиональным. Возможно, банкротство завода произошло совсем по другим причинам, а ценовые колебания стали триггером». Под триггером в психологии понимают различные причины, которые побуждают человека совершать те или иные действия.

Финиш?

На сегодня долги ВЗСКДМ в рамках дела о банкротстве составляют 89 миллионов рублей. Из них 62 миллиона предприятие изначально было должно ООО «Стратегия инвестирования». Затем долг был дважды перекуплен, и сегодня им владеет ООО «АМО». При этом остатки имущества предприятия, 13 блок-контейнеров разных размеров, были проданы 27 ноября за 920 тысяч рублей. Другого имущества за предприятием, насколько можно судить, не числится.

24 сентября вышел приказ о сокращении 295 сотрудников с 27 ноября. То есть понедельник, 26 ноября был у них последним рабочим днём. Эту информацию «Премьер» получил из неофициального источника, не связанного с предприятием. На самом же заводе официально не сообщают даже числа сокращённых. «Прошло сокращение. Создаётся предприятие на базе тех же площадей, часть работников будет переходить на новое предприятие», — сообщил «Премьеру» бывший генеральный директор ВЗСКДМ и действующий гендиректор СКДМ Василий Галюк.

«В связи со сложным финансовым положением Акционерного общества «ВЗСКДМ», руководством предприятия была применена вынужденная мера в виде сокращения работников завода, — объяснил ещё один представитель предприятия. — В настоящее время ведутся переговоры с инвестором в целях возобновления деятельности общества, получения оборотных денежных средств и заключения контрактов на строительство вахтовых городков для нужд инвестора». «Премьеру» известно о переговорах как минимум с тремя компаниями.

«Предприятие очень жалко. Дело не только в том, что в Вологде не так много серьёзных производств, — говорит бывший сотрудник СКДМ. — Это был действительно качественный вологодский продукт. Завод всегда проходил оценку качества, был целый отдел, который этим занимался, а ведь без сертификатов на серьёзный рынок не выйти, без них с тобой никто не будет разговаривать. Без них контрактов с «Роснефтью» или «Газпромов» не получить, будь ты хоть семи пядей во лбу».

1 и 12 ноября ООО «Торговый дом «ТеплоТрейд» подало в Арбитражный суд Вологодской области два иска о банкротстве АО «СКДМ». Первое заявление суд вернул заявителю. Рассмотрение второго приостановлено до 25 декабря.

801
3
  • На фото не Василий Галюк
  • Спасибо, Евгений, исправили
  • Мне кажеться проблемы в управлении. Акции в офшоре, аффилированность с Северным Кредитом.. Наверняка кроили...
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 11 апреля' 18 | Общество

    Яхту «Вологдаэлектротранса» будут продавать за миллион,  а проектную документацию на яхт-клуб на Кубене — за 39 копеек

    511
    0
  • 17 января' 17 | Экономика

    Еще одно сельхозпредприятие Вологодской области на грани банкротства. На свинокомплексе «Уломское» Череповецкого района в декабре прекращено осеменение животных.

    82
    0
  • 27 октября' 17 | Город

    В Арбитражном суде продолжается битва за центральный парк Вологды — Кремлевский сад.

    415
    0
  • 23 января' 18 | Экономика

    Предприятие экс-депутата ЗСО Нины Поповой продают за 63 миллиона.

    1610
    1
  • 06 июня' 17 | Экономика

    Еще одна строительная компания областной столицы оказалась на пороге банкротства.

    268
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.