Марина Чернова

e-mail: marinapremier2016@yandex.ru

Два года ученики вологодской школы №26 учатся по десятибалльной системе. «Премьер» выяснил у участников эксперимента его плюсы и минусы.

Десятый вал

№6 (1056) от 13 февраля 2018 г.

Не все могут привыкнуть к десятибалльной системе... | Фото с сайта soroban.ru

«Я за первое полугодие не смогла привыкнуть к десятибалльной системе. Сейчас уже просто смирилась. Когда смотрю оценки за четверть, никаких эмоций», — рассказывает старшеклассница из школы №26, которая в 2016 году перешла на десятибалльную систему.

Эксперимент расколол педагогов, учеников и родителей на два лагеря.

«На самом деле десятибалльная система — это отлично! В пятибалльной невозможно развернуться — либо отлично, либо неуд», — считают сторонники эксперимента.

«Десятка» за олимпиадный уровень

Официальную пятибалльную систему установило Министерство просвещения в 1937 году. Впервые о возможности массового участия во внедрении десятибалльной системы оценивания в школах заговорил еще в 2009 году министр образования и науки тех лет Андрей Фурсенко.

Но среди тех, кто только думал о внедрении «восьмерок» и «десяток», уже были учебные учреждения, сделавшие выбор в пользу десятибалльной системы. Среди них оказалась, как писала «Российская газета», гимназия №1587 в Марьино.

Директор гимназии, узнав о новой методике оценки знаний, решила попробовать ее у себя. Районные власти не возражали, родители тоже высказались «за».

Сложнее пришлось с педагогами старших классов, которые боялись испортить аттестаты медалистам. Когда последний бастион недоверия пал, была разработана шкала оценок для каждого предмета и вида заданий. Учителя пришли к единому мнению, что 10 баллов должны получать ученики, которые демонстрируют познания, выходящие за рамки школьной программы. Это оценка знаний олимпиадного уровня.

Такие разные отметки

Вологодская школа №26 азартна в экспериментах. Директор школы Лариса Лукичева неоднократно взрывала медийное пространство новыми идеями. То она открывала в учреждении официальную «курилку» для школьников, то пыталась объединить свое учебное заведение с соседней школой №22 и тремя детскими садами под видом образовательного центра «Взлет»…

Педагоги школы №26 говорят, что не отождествляют десятибалльную систему с пятибалльной. | Фото с сайта wikimapia.org

На этот раз эксперимент реализован. Как и гимназия в Марьино, вологодская школа, как рассказывает завуч по старшим классам Вера Тугаринова, сначала разработала критерии оценивания по каждому предмету и по каждому виду деятельности.

«Мы изучали опыт Эстонии, Казахстана, Белоруссии, прежде чем перейти на эту систему. Родители приняли наше предложение, и в 2016 году пять классов стали учиться по десятибалльной системе. А в 2017 году к эксперименту присоединилась вся школа», — говорит Вера Викторовна.

Недовольные уходили в другие школы. «Мой одноклассник перешел из школы 26 в нашу школу в этом году, говорит, что эта шкала оценок — ерунда, не понимаешь, как ты в принципе учишься. Сейчас парень учится на 4 и 5 в нашем классе», — рассказали «Премьеру» школьники.

Но сторонников новой системы в школе №26 — большинство. «А чего вы не можете понять в десятибалльной системе? Не стоит просто сравнивать ее с пятибалльной, все станет намного проще. Запомните, все, что выше 5, хорошо, что ниже — плохо. Чем дальше от 5 баллов, тем лучше или хуже», — объясняют родители учеников.

Хотя «десятку» заслужить было непросто, школьники знают, что в аттестат идет пятерка, которая начинается по новой системе с 8 баллов. А учителям разнообразие отметок нравится — теперь учеников можно «не стричь под одну гребенку».

«Ребенок знает предмет, например, на 4 с плюсом. В обычной школе ему поставят строго 4, а здесь ставят 7 баллов. Это же лучше, чем четверка. Или в обычной системе учитель хотел бы поставить 4 с минусом, но приходится ставить «трояк». А здесь 5 баллов, и это уже не трояк, а слабенькая четверочка. И ребенок доволен, что он — не троечник», — делятся опытом ученики и родители.

За и против

«И сильных, и слабых учеников эта система мотивирует, потому что дети стремятся к лучшему. Нет такого, что детям ставят только тройки или только пятерки. Отметки разные, по­этому желание учиться как можно лучше растет», — отмечает завуч Вера Тугаринова.

Тех, кто получает «десятки», не так уж много, а вот школьников с «девятками» становится все больше. Поэтому опыт школы №26 перенимают педагоги Екатеринбурга, Казани, Новоуральска.

Еще один плюс, по словам педагогов школы №26, — 10-балльная система в целом соответствует шкале ЕГЭ: получил 80 баллов — все равно, что в гимназии 8. Значит, результат отличный. Получил 50 — это 5 баллов, то есть тройка. Учителей не пугает и перевод отметок для аттестата с пятибалльной системой. Для этого они уже разработали четкие критерии.

Директор вологодской школы №8 Ирина Михайлова считает, что внедрение десятибалльной системы — это не первоочередная проблема современного образования, требующая срочного решения: «К тому же электронные дневник и журнал позволяют выставлять оценки с долями — не двойку, а 2,8, например.

То есть ученик и родитель видит, какая у него четверка или тройка. И это, как мы видим, очень мотивирует ребят на улучшение результата».

Директор гимназии №2 Наталия Степанова не видит необходимости во внедрении десятибалльной системы, так как в этом учреждении несколько лет пользуются многобалльной системой на основе отметок.

Директор школы №41 Олег Молодцов говорит, что пока не изучал опыт школы №26, и по­этому ему сложно делать выводы. С ним согласна руководитель школы №5 Светлана Разина: «Я слежу за работой директора и завучей в школе 26, мне нравится, что они пробуют и пытаются изобрести что-то новое. Согласитесь, что плюсы и минусы нового можно понять, лишь испытав на себе».

 

А как у них?

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ баллами появилась в XVI-XVII веках в иезуитских школах. Она предполагала довольно гуманную цель — заменить телесные наказания. Трехбалльная шкала появилась в Германии. С ее помощью всех учеников подразделяли на три разряда.

 

Многие страны пользуются собственной системой школьных оценок, но есть и международные стандарты. Так, программа IB Diploma и IB MYP используют шкалу отметок от одного до семи. Во Франции — 20-балльная система. В Молдавии, Грузии, Беларуси применяется десятибалльная система оценивания, а на Украине за отличную учебу ставят 12 баллов.

335
1

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.