Юлия Лаврова

e-mail: nasta71@yandex.ru

Только 12 из 310 вологодских отелей, гостиниц и домов отдыха получили «звезды»

До первой звезды

№3 (1053) от 23 января 2018 г.

У отеля на Вотчине Деда Мороза — три звезды, что подтверждает специальная табличка. | Фото Марины Липиной

Между тем на минувшей неделе Государственная Дума в третьем и окончательном чтении приняла федеральный закон о поэтапном введении обязательной классификации гостиниц по принципу звездности.

Утверждением классификации отелей, горнолыжных трасс и даже пляжей будут заниматься государственные органы, отвечающие за туристическую сферу.
«В первую очередь эта классификация необходима потребителю услуги, — считает начальник Департамента культуры и туризма Вологодской области Владимир Осиповский. — Турист, заранее планируя поездку, например, к нам, в Вологодскую область, должен четко понимать, какие услуги он получит, каким будет качество обслуживания в том или ином ресторане или отеле. Человек должен знать, за что платит деньги. Сегодня же мы нередко встречаем ситуацию, когда ожидания гостей завышены и не соответствуют уровню сервиса».

Стабильный рост

Аксиома, что на каждый вложенный в туриндустрию рубль экономика региона получает пять, сегодня работает и в Вологодской области. Об этом говорит тот факт, что за последние годы количество гостевых домов, отелей и гостиниц различного формата стабильно растет.

Согласно данным Департамента экономического развития города Вологды, в 2016 году в областной столице было открыто 14 новых гостиниц, отелей, мини-отелей и хостелов. В 2017 году появились еще три мини-отеля на улицах Благовещенской, Московской и Пошехонском шоссе, а также два новых хостела и отель «Ария».

«Таким образом, сегодня в Вологде готовы принять гостей 49 организаций коллективного размещения разных форматов, — говорит начальник отдела межмуниципальных связей и туризма Департамента экономического развития города Вологды Ирина Петрова. — Всего в них организовано 3048 мест».

Всего на территории Вологодской области сейчас работает 310 отелей, гостиниц и домов отдыха. По словам Владимира Осиповского, только в прошлом году было открыто две гостиницы и две базы отдыха (не считая отелей областного центра).

 | Инфографика с сайта hotelclass.ru

Экономика гостеприимства

Средний чек за сутки в вологодской гостинице с завтраком составил по итогам новогодних каникул 3 тысячи рублей.

По мнению экспертов, гостиничный бизнес на сегодняшний день — один из самых перспективных, поскольку гостевой дом начинает приносить прибыль его владельцу уже при «загрузке» в 40%.

Одновременно этот бизнес выгоден и казне. Для примера, налог с выручки открытого в сентябре 2017 года вологодского отеля «Ария» составил в квартал порядка 150 тысяч рублей, еще порядка 90 тысяч в квартал ожидается от поступления НДФЛ трудоустроенных в «Арию» работников.

«В целом нужно признать, что индустрия туризма в Вологодской области чувствует себя неплохо, — комментирует эксперт по классификации гостиниц, вице-президент Вологодской ТПП Надежда Малахова. — Растет и уровень сервиса, перечень услуг расширяется. Появляются тематические отели, с интересным дизайном номеров. Однако есть и свои проблемы…»

Обратить внимание

В числе основных трех проблем развития индустрии гостевого сервиса эксперты называют отсутствие квалифицированных кадров, отсутствие сопутствующих услуг и нежелание самих отельеров повышать качество сервиса.

«У нас практически нет англоговорящего персонала на ресепшене, нет грамотно подготовленных официантов, горничных, — перечисляет Надежда Малахова. — Это бич фактически всей вологодской туриндустрии. Кроме того, гости должны получать сопутствующие услуги, такие как услуги гида в оте­ле, трансфер на вокзалы и в аэропорты. У нас же в лучшем случае вам подскажут телефон такси. Почти нигде в отелях нет сувенирной продукции. Сами владельцы в свою очередь не настроены на то, чтобы повышать квалификацию своих работников».

На эти и другие недостатки и предлагает обратить внимание новый закон о классификации гостиниц. Пока она является добровольной, однако с 1 января 2019 года обязанность «повесить звезды» на фасад станет обязательной.

Под действие правила с 1 июля 2019 года подпадут оте­ли, в которых предусмотрено больше 50 номеров. В Вологде это гостиницы «Вологда» — 179 мест, «Спасская» — 247 мест, «Спутник» — 224 места, «Атриум» — 102 места, отель «Николаевский» — 92 места. С 1 января 2020 года классифицироваться должны гостиницы, в которых более 15 номеров, а с 2021 года под действие нового законопроекта подпадут все гостевые дома, хостелы и даже горнолыжные курорты и пляжи России.

Наша классификация гостиниц в сравнении с американской:

12 первых

Как рассказал «Премьеру» начальник Департамента культуры и туризма Вологодской области Владимир Осиповский, на сегодняшний день только 12 отелей и гостевых домов прошли добровольную классификацию. Это череповецкие «Аппарт-отель» и «Северные зори». Еще 9 гостиниц, получивших «звезды», находятся в Великом Устюге в Вотчине Деда Мороза и один гостевой дом в Великоустюгском районе. Ни один отель или гостиница в Вологодской области пока не получили выше трех звезд.

В областном центре пока не классифицирован ни один отель. Однако сами отельеры говорят, что они намерены начать подготовку уже в этом году.

«Мы думаем, что получим не больше трех звезд, — пояснила «Премьеру» управляющая отелем «Николаевский» Юлия Панькова. — Причиной являются некоторые конструктивные особенности здания. Например, по классификации отель 4 звезды должен иметь крытый подъезд к центральному входу. У нас это сделать невозможно».

«Номерной фонд отеля «Англетеръ» и отеля «Ария» составляет 25 и 24 номера соответственно, — пояснила нашей газете владелица гостевого бизнеса Наталья Невзорова. — Таким образом, действие закона распространяется на нас с 1 января 2020 года. Есть время на подготовку. Не думаю, что мы пройдем процедуру в этом году».

Как в Европе

Любопытно, что в мире существует порядка 30 различных систем классификации гостиниц. Однако единой для всех нет. В некоторых странах руководствуются рекомендациями Всемирного туристского сообщества, но каждая трактует его по-своему.

 

«Звездность» гостиницы — один из методов привлечения постояльцев в соответствии с их потребностями и кошельком. | Фото с сайта 5elt.ru

Опытные туристы видят разницу между отелем в 4 звезды, например, в тайском Бангкоке, где в соответствии с классификацией предоставляют номер с отдельной спальней и гостиной и отелем в турецкой Алании, где те же 4 звезды — это номер с видом на дорогу и удаленностью от пляжа в несколько сотен метров. Европейская система оценки тоже другая, но, пожалуй, самая понятная, когда ожидания и цена соответствуют заявленной классификации.

«Я считаю, что российская система классификации все-таки должна быть приравнена к европейским требованиям», — высказал «Премьеру» свое мнение Владимир Осиповский.

«На мой взгляд, российская система оценки качества гостевого сервиса в целом не должна отличаться ни от одной из аналогичных систем в мире, — говорит президент Вологодской ТПП Галина Телегина. — В то же время требования к сервису не должны быть запредельными, поскольку у каждого бизнеса прежде всего задача извлекать прибыль. И система классификации должна этому только способствовать, а не усложнять жизнь ни туристу, ни владельцу отеля».

Свидетельство о присвоении отелю определенной категории будет действовать в течение трех лет. Новым законом предусмотрены и штрафы. Участникам бизнеса, которые продолжат оказывать услуги без соответствующего свидетельства о классификации, придется заплатить за нарушение от 40 до 50 тысяч рублей.

Штрафы также предусмотрены за введение потребителей в заблуждение: от 12 до 20 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 до 500 тысяч рублей для юридических лиц. Исключение в законе о классификации гостиниц составляют только детские лагеря, санатории, общежития и кемпинги.

Классификация гостиниц в России:

748
0
Еще статьи этого автора

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.