Do you speak English?

На практике обычный вологжанин сталкивается с иностранными языками крайне редко, поэтому главная проблема это практическое применение: разговаривать на английском негде и не с кем. | Фото с сайта user20366.clients-cdnnow.ru

Вологжане недовольны тем, как в школах области преподается английский язык.

С 2022 года ЕГЭ по иностранным языкам станет обязательным для всех школьников. Готовы ли вологодские дети его сдать?

Хуже других?

Среднестатистический школьник из Вологодской облас­ти знает английский язык хуже, чем среднестатистический российский школьник. Такая информация появилась в Интернете на сайте одной из международных олимпиад. Согласно ее результатам, вологодские дети и подростки знают английский в среднем на 58,4 балла, и этот показатель ниже, чем в целом по России (64 балла).

«Премьер» решил проверить, действительно ли дела обстоят именно так. В своей группе «ВКонтакте» мы поинтересовались у читателей, как они оценивают уровень преподавания английского языка в вологодских школах.

Выяснилось, что большинство опрошенных (52,5%) считают этот уровень низким, потому что родителям всё равно приходится нанимать для своих детей репетиторов или оплачивать занятия в языковых студиях. Еще 15% назвали его средним, поскольку для поступления в вуз детям всё же приходится заниматься английским дополнительно.
Лишь 2,5% проголосовали за высокий уровень, сочтя, что полученных в школе знаний детям хватит, чтобы без проблем поступить в вуз. Еще 20% ответили, что всё зависит от способностей конкретного ребенка.

В этом году в ЕГЭ по английскому языку приняли участие
420 выпускников школ, а по немецкому языку — 21.
Для сравнения: ЕГЭ по биологии сдавали 1020 человек.

 

Как дела в школе?

«В школе мы изучали литературный английский, который сейчас не актуален. Методика преподавания была непродуктивной: материал преподавался скучно, разговоры на русском языке не возбранялись, на конт­рольных можно было списать, — сообщил нам вологжанин, пожелавший сохранить анонимность. — Так что мне пришлось изучать его дополнительно в языковой студии, преподаватели которой каждый год посещали англоговорящие страны и общались с носителями языка. Английский в студии изучался методом погружения: в учебниках ни одного русского слова, все разговоры только по-английски, мы смотрели адаптированные фильмы и мультфильмы, а в начале обучения материал вообще подавался в игровой форме. Ничего подобного на уроках в школе не было».

«Считаю, что в наших школах уровень преподавания английского языка низкий. Возможно, дело в программе обучения, по которой ученики второго класса уже после 10 классных часов должны читать тексты. При этом транскрипцию они бегло пробегают, а часто ее вообще нет в учебнике. Поэтому большинство родителей вынуждены отдавать детей на платные кружки, — говорит вологжанка Лариса Горячева. — Мой сын шесть лет отходил в студию, и это позволило ему справиться со школьной программой. Младшая тоже с этого года ходит на платный английский. И в моем окружении все родители оплачивают занятия своих детей. А ведь в пятом классе появляется еще один иностранный язык».

«На мой взгляд, самая большая ошибка была совершена тогда, когда английский в школах решили преподавать со второго класса, — уверена еще одна жительница Вологды, попросившая не называть ее имя и фамилию. — Сейчас у детей много проблем даже с русским языком, и начинать преподавать им еще один, когда они и в родном-то пока не разобрались, неправильно».

Виновата система

«Учителей иностранного языка в школах недостаточно, а их учебная нагрузка в несколько раз превышает ставку. Например, у одной моей знакомой нагрузка 38 часов в неделю, а у другой — 42! И это при ставке в 18 часов. Работать в таких условиях трудно, — поясняет преподаватель английского языка Ольга Кириллова. — Тем не менее у нас в школе все учителя стараются учить детей хорошо. Мне кажется, что дело еще и в недостаточно высокой мотивации как у школьников, так и у родителей: сейчас не так много учеников по-настоящему интересуются английским. Но уже с 2020 года ОГЭ по иностранному языку будет обязательным, и, возможно, это станет дополнительной мотивацией для детей».

«В школах не всегда уделяется должное внимание практической составляющей языка — живому общению на английском. Да и с технической базой у многих учебных заведений есть проблемы, — полагает руководитель студии европейских языков в Вологде Наталья Федяева. — Как результат, люди изучают английский в школе, колледже, вузе, но общаться на английском не могут».

«Главные причины недостаточно высокого уровня преподавания — это отсутствие внятной государственной образовательной политики, недофинансирование учреждений образования и низкие зарплаты педагогов, — считает Надежда Власова, руководитель еще одной вологодской школы-студии. — Да и некоторые руководители частных школ и курсов порой не заинтересованы в хороших преподавателях и набирают студентов или выпускников без опыта, потому что им не надо много платить. Разумеется, хорошо готовиться к занятиям те не будут. Так что родителям, которые хотят, чтобы их ребенок знал английский, лучше отдать его в хорошую школу с языковым уклоном и найти по-настоящему качественные языковые курсы или опытного репетитора».

В среднем за дополнительные занятия ребенка английским родителям придется тратить от полутора до 6000 рублей в месяц.

Всё сами

Проблемы с английским испытывают не только дети, но и многие взрослые. В итоге они учат его самостоятельно.

«Английский мне нравился со школы — учительница смогла привить любовь к нему и дать базовые знания. После школы я стал изучать его уже сам, чтобы понять, о чем поет любимая группа. А во взрослом возрасте язык понадобился по работе, — сообщил нам Максим Фёдоров из Вологды. — И еще хотелось прочесть в подлиннике английскую литературу, так как в оригинале она выгодно отличается от своих переводов. Например, когда читаешь книги Вудхауса про Дживса и Вустера на русском, то это забавно и порой смешно, а когда в подлиннике, то хохочешь в голос».

«Я учу английский с нуля уже десять лет (в школе учил немецкий). Изначально просто хотел понимать, о чем поют любимые группы. Потом оказалось, что знание английского очень полезно за границей. Затем выяснилось, что можно без проблем читать иностранную аналитику по самым разным вопросам, — объяснил наш коллега, журналист Владимир Пешков. — А в какой-то момент понял, что иноязычная среда для меня — это еще и отдых. Но на практике обычный вологжанин сталкивается с иностранными языками крайне редко, поэтому главная проблема — это практическое применение: разговаривать на английском негде и не с кем. Если только с преподавателем или в отпуске за рубежом».

336
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.