Марина Чернова

e-mail: marinapremier2016@yandex.ru

В ответ на предложение жюри и критиков театрального фестиваля «Премьер» начал подготовку к очередным «Голосам истории», которые пройдут в 2020 году

«Голоса истории». Версия 2020

№27 (1077) от 10 июля 2018 г.

У Капитолины Кокшеневой свой взгляд на будущее фестиваля. | Фото с сайта cultinfo.ru

Интервью с председателем жюри прошедшего фестиваля Капитолиной Кокшеневой, которая поделилась творческими размышлениями о развитии фестиваля.

Среди очевидных проблем фестиваля «Голоса истории» – недостаточная подготовка, которая начинается, по словам представителей Оргкомитета, слишком поздно. Это влияет на качество формирования афиши и ограничивает возможности приглашения лучших театров. Ведь лучшие – всегда нарасхват.

Полагая, что фестиваль проводится для вологжан, «Премьер» намерен создать Общественную Дирекцию фестиваля, чтобы обсуждать проблемы и новые идеи для культового события на Вологодчине. С этим согласна и  председатель жюри завершившегося фестиваля «Голоса истории-2018» Капитолина Кокшенева.

- Капитолина Антоновна, Вы восхитили участников и журналистов, работавших на «Голосах истории», конструктивной критикой и обсуждением проблем фестиваля. Насколько сложно быть таким человеком в театральном пространстве?  

- Быть человеком самостоятельным, то есть обладать самодержавным умом и ясной творческой позицией всегда трудно. Я вижу, как люди объединяются, но, когда потом начинают ходить строем и участвовать в создании «репутаций» – мне это не нравится. Я лично в такой ситуации предпочитаю остаться одна. Константин Леонтьев говорил так о времени после либеральных реформ 60-х годов XIX века: «В частной жизни или официальной, оно вовсе не было мрачнее других; оно было тяжело лишь для высшей умственной деятельности».

У нас между разными творческими группами нет культурного взаимодействия, а, если оно начинается, то лишь через скандал. Я считаю, что мы живем в ситуации низкой культуры критицизма. Нет диалога между властью и художником, между критиками и художниками разных эстетических направлений. Нет установки на понимание.

| Фото из личного архива Капитолины Кокшеневой

Помимо «скандала», как механизма формирования интереса к человеку или проблеме, следует назвать и второй модный прием – «умолчания». Считается, что опаснее отвечать, чем не отвечать. В ситуации, когда люди взаимодействуют через скандал, а не через диалог, рано или поздно начинается хайп без правил и приличий. Никто уже не вникает в систему аргументов другого. Идет борьба за мелкие групповые интересы – и про дело, глядишь, все забыли… Когда вспомнят – остается разбитое корыто.

Но я всё же полагаю, что человек должен иметь нацеленность на понимание другой точки зрения. Это нужно в себе воспитывать. Еще хочу напомнить об очень важном качестве русской культуры - простить просто так, от радости, навсегда. Вспомним Пушкинские слова: Царь от радости такой/ отпустил их всех домой… Отпустил всех злодеек, ничего не спросив взамен. Не торгуясь. Это пушкинское разрешение конфликта – разрешение высшей пробы. Неужели в нас совсем нет этого пушкинского веселого духа?

В любом случае жить среди современников непросто, но на фестивале «Голоса истории» диалог и взаимодействие среди жюри и обсуждающих критиков были, несмотря на то, что не всегда наши точки зрения и оценки совпадали. Мы старались убедить друг друга и выслушать.

- Как Вы считаете, должна ли афиша фестиваля отражать некий общий театральный процесс в России?

- Формирование афиши фестиваля, безусловно, определяет концепция. Концептуальные и эстетические особенности фестиваля нельзя взять и закрепить неким театральным регламентом, положением о фестивале. Афиша обычно отражает и уровень организационно-экспертной подготовки, а подготовка, в свою очередь, определяется решением вопроса о финансировании. Можно сделать отменную афишу, если начинать готовиться к фестивалю за год. Афиша фестиваля – это результат воздействия разных факторов. Афиша нынешнего фестиваля – результат не только работы театрального экспертного совета.

С одной стороны, она отражает конкретную ситуацию готовности Вологды принимать фестиваль. Никто не ставит задачи сделать афишу похуже. Все хотят получше, и, исходя из всего этого, начинается составление наилучшей афиши в наихудших обстоятельствах. Удивительным образом, вот уже два фестиваля, в которых я участвую, получаются достаточно интересными и событийными.

Если есть на фестивале три главных художественных события, я считаю, что фестиваль состоялся. Событиями был спектакль «Весёлый солдат» Губернского театра, «Макбет» и «На дне» пермского «Театра у Моста», «Живи и помни» Петербургского театра «Мастерская». Причем, темы все трагические. Это трудный театр.  Как видим, вологодская публика готова сопереживать очень глубокому. Не бояться потратить свою душу на серьезные вопросы о жизни, смерти, счастье и беде. Конечно, были в афише и другие хорошие спектакли. Всё это миф, что публика желает только развлечений.

- Насколько я знаю, постановки «Современный концерт» и «Несовременный концерт» московского театра «Июльансамбль», которые были в афише фестиваля, вологодские музыканты оценили невысоко. Можно ли утверждать, что их появление даже в качестве гостей - результат влияния на афишу посторонних интересов?

- Действительно, появление этого театра – не выбор критиков-экспертов. Мне кажется, приглашая некие столичные труппы, стоит учитывать, что в Вологде есть мощная музыкальная культура, есть свои музыкальные фестивали, на которых, как на фестивале имени Валерия Гаврилина, выступают первоклассные музыканты. Есть навыки слушать хорошую музыку и профессиональных музыкантов.

Вообще, я за то, чтобы у отборщика была личная ответственность за афишу. Мы должны знать, кто и что предлагает в афишу и на каких условиях. После фестиваля нужно проанализировать, что и почему было успешно, а что – нет. Мы тратим государственные деньги на организацию фестиваля, и люди имеют право спросить, кто порекомендовал тот или иной спектакль?

Капитолина Кокшенева и председатель оргкомитета фестиваля, заместитель губернатора Олег Васильев. | Фото Марины Черновой

- На заключительной пресс-конференции Вы вместе с коллегами поделились несколькими идеями – вплоть до создания лаборатории исторической драматургии…

- Чтобы фестиваль развивался и стал лучше, нужно понимать, что у «Голосов истории» - своя специфика. Его афишу объективно собирать сложнее, чем какого бы то ни было другого фестиваля. Театр истории и театр памяти – место проблемное. Спектаклей с исторической тематикой, которые можно адаптировать для открытого пространства не такое большое количество. Тут нужны особые навыки пространственного мышления режиссера.

Драматургов, которые создают исторические пьесы, много, но они плохо взаимодействуют с театром. Эту проблему мог бы решить фестиваль, в рамках которого можно создать лабораторию исторической драматургии. В этом году я специально пригласила в Вологду на фестиваль автора исторических пьес Владимира Малягина, которого ставят и в российских, и в зарубежных театрах.

У региона есть два года свободного времени для подготовки к следующему фестивалю «Голоса истории». Очень важно в эти два года выработать межфестивальную программу, чтобы «Голоса истории» не забывались. Наверное, можно было бы получить грант на проведение лаборатории исторической драматургии.

Исторический объем фестиваля «Голоса истории» нужно укреплять, «подпирать», расширять разными другими проектами. Хотелось бы привлечь к фестивалю местных историков, исследователей, краеведов и студентов исторического факультета Вологодского университета. Может, они найдут интересный материал для постановки, и из этого родится особый жанр. Так, как сделали в Семёнково, поставив спектакль «Родная мать». По материалам, собранным научным сотрудником музея Дмитрием Мухиным в архивах. Увы, не по нашей вине, на фестивале не прозвучали голоса вологодских крестьян. Спектакль «Семёнково» не взяли в афишу, руководствуясь буквой положения. Мол, там не все профессиональные актеры.

Это направление – историю глазами самих вологжан – можно было бы интересно развивать. Не менее полезно было бы услышать лекции вологодских исследователей, например, лекцию Александра Суворова в рамках фестиваля. Это более продуктивно, чем приглашать критиков, которые будут рассказывать о театре в Африке или Америке.

Научить ценить сокровища северной русской культуры, поддерживать подлинное, раскрывать местные сундуки с богатствами, но при этом и видеть связь свою с большой историей – разве это не цель «Голосов истории»?

Фестиваль требует постоянной работы. Нужно искать и поддерживать такие  молодые исследовательские коллективы «с моторчиком», как в «Семёнково». Для этого следует создать фестивальный центр с дирекцией и несколькими направлениями деятельности – лабораториями историков, драматургов и молодых режиссеров, которые ставили бы спектакли на историческую тему. Нужно стимулировать эти процессы. Сами по себе, как хорошо сказал Владимир Малягин, растут только сорняки. Все остальное требует взращивания и культивации.

| Фото из личного архива Капитолины Кокшеневой

- Вы и критики обсуждали, что спектакли для Кремля и других открытых площадок тоже следует готовить заранее. Какой механизм решения этой проблемы можно предложить оргкомитету?

- Театр в историко-архитектурном пространстве – тема никем не изученная. Мы видели спектакли в Вологде, Пскове, Херсонесе и понимаем, что в местах с такой потрясающей исторической памятью, исторической силой нельзя играть мещанские комедии. Нужно, чтобы на каждом фестивале – как Зураб Нанобашвили на прежних фестивалях или Сергей Федотов, художественный руководитель Пермского театра «У Моста» на нынешнем, заранее готовили специальные постановки для историко-архитектурного пространства. Понятно, что в это пространство прекрасно вписываются трагедии и хроники Шекспира.

Но еще важно, чтобы режиссерам хотелось работать в исторической теме. В Вологде сегодня я не вижу той творческой личности, которая тянула бы этот проект дальше. Административный ресурс очень важен, но государство не создает культуры. Культуру создают художники. Государство и департаменты создают условия для культурного роста.

Пока не будет сформирована мощная творческая группа в Вологде, где могут работать и приглашенные специалисты, и содружество режиссеров, и критики – все, кому интересен театр в историко-архитектурном пространстве, будут проблемы.

Должна быть долгосрочная стратегия жизни фестиваля – концепция, которая может меняться. Хочется не формального, а живого подхода, чтобы фестиваль объединял местную интеллигенцию, чтобы город и область считали его своим. Спектакли других провинциальных театров взращивали бы вкус и вологодских зрителей – учили понимать разные сценические языки, чтобы уж точно различать гламур и живое театральное высказывание.

448
1
  • Всегда приятно читать и слушать КК. Ее мнение и сейчас, как всегда, высказано деликатно, красиво, но ясно, логично и прямо (при том не только о деле, но и о человеческих отношениях и деяниях). И вот спрашивается, не того ли требовал ЗА от организаторов о подготовке, участниках, о репертуаре и сроках? Не он ли предложил на пресс конференции прошлого фестиваля поощрять историческую драматургию - объявлять конкурсы, создавать мастерские и не терять главную суть "ГИ" - саму историю и "прорастание" постановок в мистическую историческую среду, оживляя тем самым призраки прошлого и сливая их с настоящим? Ответ на такие высказывания и инициативы оказался жестоким для ЗА. Надеемся, что глас КК будет услышан и принят более мирно.
Похожие статьи
  • 10 июня' 18 | Театр

    В 450 тысяч рублей обойдется областной казне визит театра Сергея Безрукова в рамках международного фестиваля  «Голоса истории»

    405
    0
  • 26 мая' 18 | Культура

    Все смешается на театральном фестивале «Голоса истории»:  Борис Галкин, куклы, крысы  и даже летучие мыши

    203
    0
  • 26 июня' 18 | Фестивали

    Артист Борис Галкин рассказал, как Сергей Безруков всего за 12 репетиций спас спектакль «Веселый солдат», а Владимир Путин — древность от региональных чиновников

    186
    0
  • 26 июня' 18 | Культура

    На церемонии открытия «Голосов истории» театр акробатов на ходулях пригласил на белый танец начальника Департамента культуры и туризма Владимира Осиповского

    227
    0
  • 04 июля' 18 | Театр

    Любой театр начинается с вешалки… Газета «Премьер», напомним, учредила собственную премию за явные, неявные и сомнительные достижения театрального фестиваля «Голоса истории», которую вручает вот уже несколько лет

    230
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.