Более двухсот зданий в Вологде оказались не готовы к отопительном сезону.

Готовность номер ноль

№41 (1040) от 17 октября 2017 г.

Среди них — нежилые здания, а также жилые дома (в основном частные и дома, выбравшие непосредственный способ управления). Если первые просто могут остаться без отопления, то за неготовность жилого фонда управляющие организации в перспективе могут лишиться лицензий. А возмущенные вологжане то и дело жалуются на холод в квартирах: редакционные телефоны «Премьера» раскалились от звонков.

Строго по закону

Каждый год после окончания отопительного сезона на всех объектах, задействованных в теплоснабжении, происходит одно и то же: прочистки, промывки, осмотры и проверки на прочность. Делают это и в котельных, на сетях, и во всех зданиях. Все мероприятия строго регламентированы даже не городскими нормативами, а федеральным законом и подзаконными актами. Департамент городского хозяйства Вологды, в свою очередь, утверждает программу подготовки к отопительному периоду, в которой закреплено, кто, что и когда должен делать и кто за что конкретно отвечает.

Важно понимать, как распределяется ответственность по подготовке тех или иных объектов к отопительному сезону. МУП «Вологдагортеплосеть» отвечает за подготовку котельных, сетей и принадлежащих ему зданий. За подготовку всех остальных зданий отвечает собственник либо специализированная обслуживающая организация. В случае с жилыми домами это, как правило, управляющие компании и товарищества собственников жилья (ТСЖ), либо собственник частного дома.

«Работы по подготовке к отопительному сезону выполняются силами обслуживающего персонала того или иного здания, — рассказывает начальник отдела наладки тепловых сетей и службы тепловой инспекции Константин Гольдберг МУП «Вологдагортеплосеть». — Итоги проведения всех работ обязательно должны быть предъявлены теплоснабжающей организации. Сотрудники тепловой инспекции принимают работы на всех объектах по промежуточным и итоговым актам. Все работы на жилом фонде должны быть выполнены до 1 сентября, а до 15 сентября составляется паспорт готовности здания к отопительному периоду».

Акты готовности оформляются с тремя пометками: «готов», «готов с замечаниями» и «не готов». Отметка «готов с замечаниями» означает, что все работы выполнены, но есть недочёты, и потребитель гарантирует их выполнение в разумные сроки — к примеру, в течение одного-двух месяцев. Если недочёты не представляют опасности для системы теплоснабжения в целом или отдельного участка сетей, соответствующие дома получают акты готовности с замечаниями. В качестве критерия готовности в нынешнем году учитывалась, в частности, и просроченная задолженность за тепловую энергию.

Слабое звено

«Третий штамп, «не готов», ставится на акты о приёмке тех объектов, где потребители не предъявляли никаких видов работ по подготовке к отопительному сезону, — объясняет Константин Владимирович. — В этом году по окончании подготовки к отопительному сезону такие объекты есть. По ним составлены акты, и согласно правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок не допускается подключение данных объектов к системам потребления. Со списком таких объектов можно ознакомиться на сайте нашего предприятия или непосредственно в службе тепловой инспекции».

В нынешнем году правила выдачи итоговых актов и паспортов готовности ужесточились: теперь на них ставят штамп МУП «Вологдагортеплосеть». Если дом не готов к отопительному сезону, за ним следят особенно строго, а все материалы передают в Департамент городского хозяйства и Жилищную инспекцию. Специалисты проверяют, нет ли самовольных подключений. Если такие факты устанавливают, их тут же фиксируют, и тогда дело принимает более серьёзный оборот, а к «разбору полетов» подключаются Ростехнадзор и городская прокуратура.

Всего в Вологде примерно 2400 жилых домов, некоторые из них были признаны неготовыми к отопительному сезону. Большая часть — это частный сектор. В некоторых из них обслуживающих организаций нет вовсе и проводить необходимые мероприятия, по сути, некому. 20 домов приходится на долю управляющей компании «Уют-35», которая оказалась единственной обслуживающей организацией, в целом не готовой к отопительному сезону.

«В этом году к отопительному периоду были готовы все управляющие компании, за исключением УК «Уют-35», она не уложилась в сроки, — констатирует Константин Гольдберг. — «Вологдагортеплость» совместно с прокуратурой города провела выезд для фиксации того, что происходит во вверенных этой управляющей компании домах. Руководитель управляющей компании присутствовал, уверял, что постарается подготовить дома к отопительному периоду, пусть и позднее законодательных сроков. Но эта УК до сих пор считается неготовой к зиме».

Остальные ТСЖ и ЖСК к отопительному сезону подошли более ответственно. Хотя ещё в конце августа ситуация была не так хороша, как сегодня. Но выправить её помогли жесткая позиция «Вологдагортеплосети» и специальные совещания, на которых удалось выявить «узкие места», найти общий язык, сформировать разумные графики и завершить все работы в срок.

Многие из домов, которые не были признаны готовыми к отопительному сезону — это нежилые постройки, которые не являются ни административными зданиями, ни объектами социальной сферы. Для них неготовность вполне может обернуться отключением от теплоснабжения, что сейчас и происходит. Например, на сегодняшний день уже отключены 15 объектов теплопотребления по следующим адресам: Советский проспект, 80, Пугачева, 20а, 28, 30, Костромская, 3, Герцена, 52 и ряд других зданий. Отключенные объекты будут подключены после полной готовности систем теплопотребления к отопительному периоду.

«Нежилые объекты — это отдельно стоящие здания, возможно, кафе, рестораны или, к примеру, парикмахерские, — разъясняет Константин Гольдберг. — Если есть техническая возможность, МУП «Вологдагортеплосеть» старается отключить данные объекты. Если выявляются самовольные подключения, оформляются акты и направляются в соответствующие надзорные органы».

Направлять по адресу

Далеко не во всех вологодских квартирах стало достаточно тепло с началом отопительного сезона. В редакцию «Премьера» постоянно звонят разгневанные жители областной столицы, требуя помочь призвать к ответу те организации, которые должны обеспечивать комфортную температуру в их жилищах. Проблема, как выяснилось, бывает до смешного простой: например, обслуживающая организация просто забыла открыть запорную арматуру.

«Отдел наладки тепловых сетей и службы тепловой инспекции в течение 2 рабочих дней старается выйти на объект по жалобе жителей и определить, в чём причина, — отмечает Константин Гольдберг. — В 95% случаев причина заключается в неправильной эксплуатации систем теплопотребления: неправильно подключено оборудование, забыли открыть запорную арматуру, не выпустили воздух из систем теплопотребления. Обслуживающему персоналу нужно просто правильно организовать свою работу».

В отдельных случаях выпускать воздух из системы теплоснабжения дома, возможно, придётся регулярно. Необходимо контролировать расход теплоносителя и дело не только в возможной переплате. В системе теплоснабжения города находится строго определённое количество теплового носителя, и если какой-то дом потребляет его сверх меры, то другим домам его вполне может и не хватить.

На отдельной взятой «ветке» жители первых по ходу движения теплоносителя домов запросто могут страдать и от 30-градусной жары, а их соседи в конце ветки просто мёрзнуть. При этом температура у всех должна быть примерно одинаковой: по нормативу, в угловых комнатах она не должна быть меньше 22 градусов, а в остальных — меньше 20.

«Если у жителей появилась жалоба на качество отопления или горячего водоснабжения, в самую первую очередь житель, желательно письменно, должен обратиться в обслуживающую организацию, — резюмирует Константин Гольдберг. — В её штате должны быть лицензированные специалисты. Если сама обслуживающая организация не справляется, тогда они выходят с заявкой в МУП «Вологдагортеплосеть», чтобы наши специалисты помогли разобраться в проблеме. Мы не бросаем потребителя, выходим и помогаем разобраться в той или иной ситуации, хотя это обязанность управляющей компании. Поэтому эта услуга со стороны нашего предприятия платная».

Если же обслуживающая организация бездействует, то жителям нужно обращаться в Государственную жилищную инспекцию. Она-то точно приведёт её в чувство, выписав штраф. Чтобы его избежать, УК и ТСЖ действуют сегодня более активно и всё-таки налаживают систему отопления вверенных им домов.

Чтобы пресечь действия недобросовестных УК и ТСЖ, сами граждане должны занимать более активную гражданскую позицию и осуществлять контроль за деятельностью организаций, которых выбрали в качестве исполнителей коммунальных услуг и которым платят деньги, в том числе и за коммунальный ресурс.

На правах рекламы

41
0
Похожие статьи
  • 01 ноября' 16 | Экономика

    Об этом 26 октября «Премьеру» сообщили в пресс-службе компании.

    6
    0
  • 11 июля' 17 | Экономика

    В августе вологжане получат квитки, в которых квартплата рассчитана по новым тарифам.

    5
    0
  • 23 августа' 16 | Жизнь

    Жители почти пятисот домов (это примерно треть всего жилого фонда города металлургов) погрязли в судебных исках о коммунальных неплатежах.

    10
    0
  • 16 февраля' 16 | Экономика

    Счета за отопление квартир вологжан в январе выросли в среднем наполовину. Теперь придется отдать коммунальщикам существенную часть своих зарплат и пенсий: в некоторых квитанциях сумма за тепло выше 5 тысяч рублей.

    15
    0
  • 29 августа' 17 | Потребности

    Администрация города не подтвердила слухи о закрытии самой популярной бани областной столицы на улице Солодунова, 39.

    42
    0