Алексей Кудряшов

e-mail: alex-kudr@mail.ru

Гробница «сокровищ»

№29 (1079) от 24 июля 2018 г.

Сообщается, что «Дмитрий Донской» (на снимке) был найден 15 июля 2018 года на дне Японского моря в 1,3 километра от острова Уллындо. Между тем ранее компания «Don-A Construction» уже заявляла об обнаружении затонувшего крейсера, однако не смогла поднять его, а в 2001 году обанкротилась. | Фото с сайта tsushima.su

Охотники за кладами из Южной Кореи разыскали на дне морском братскую могилу уроженцев Вологодчины. И, похоже, намерены ее разорить.

На днях мир облетела новость, что специалисты южнокорейской компании «Синиль Групп» примерно в километре от острова Уллындо на глубине 434 метров нашли и намерены поднять российский крейсер «Дмитрий Донской», который, подобно знаменитому «Варягу», был затоплен командой в 1905 году.

Главное, из-за чего хотят поднять крейсер, — упорно циркулировавшие в 1920-х годах в американской прессе слухи, будто бы в трюмах «Дмитрия Донского» — последней жертвы Русско-японской войны на море — перевозили в 500 коробках 200 тонн золотых монет и слитков. Общая стоимость клада — порядка 130 миллиардов долларов!

Надо заметить, специалисты с большим сомнением относятся к существованию этих сокровищ — их на затонувшем крейсере вряд ли найдут. А вот то, что при поисках клада потревожат прах погибших моряков — это несомненно. Трупы (в ставшем роковым бою погибло 59 человек) не успели эвакуировать с крейсера...

По сведениям известного историка Сергея Гладких, на «Дмитрии Донском» воевали пятеро уроженцев Вологодской губернии, и трое из них сложили головы в последнем морском сражении Русско-японской войны.

Последний бой — он трудный самый

Броненосный крейсер «Дмитрий Донской» водоизмещением 6200 тонн спустили на воду еще в 1883 году. Накануне Русско-японской войны он был перевооружён современной артиллерией, вошёл в состав 2-й Тихо­океанской эскадры российского флота и принял участие в Цусимском сражении 14-15 мая (даты приводятся по старому стилю) 1905 года.

Японцы уничтожили почти всю нашу эскадру (из 38 кораблей погибло 20, сдалось 5), что стало крупным поражением для Российской империи.

«Дмитрий Донской», в одиночку пытавшийся прорваться во Владивосток, был настигнут японцами вечером 15 мая и несколько часов вёл неравный бой на оба борта против шести крейсеров противника. При этом, что является исключительным случаем в истории морских войн, одновременно на крейсере шло подавление мятежа части спасённых моряков погибшего днём ранее русского броненосца «Ослябя», не желавших тонуть в Японском море ещё раз.

Русский крейсер смог продержаться до наступления ночи, но вследствие тяжёлых повреждений утром 16 мая с поднятым Андреевским флагом был затоплен командой. Экипажу, где были также и моряки с других погибших российских кораблей (всего — 774 человека), приказали спасаться на шлюпках и добираться до острова Дажелет (современное название — Уллындо). Впрочем, там они все были взяты в плен.

Подвиг крейсера завершил историю Русско-японской войны на море.

В предоставленном корейцами видео можно отчетливо различить название крейсера. Члены экспедиции совершили несколько погружений и обнаружили относительно хорошо сохранившиеся пушки, пулеметы, якорь, трубы, три мачты.

Наши

Из троих уроженцев Вологодчины, погибших в последнем бою на «Дмитрии Донском», известны обстоятельства смерти только одного: старший водолаз крейсера Михаил Степанович Белых из села Палевицы Палевицкой волости Яренского уезда (ныне — Сыктывдинский район Республики Коми) был убит 15 мая 1905 года «у фок-мачты на верхней палубе, разорвавшимся снарядом».

Как сложили головы матросы 1-й статьи «Дмитрия Донского» Андрей Платонович Меньшиков из деревни Самылово Шонгско-Николаевской волости Никольского уезда (ныне — Кичменгско-Городецкий район Вологодской области) и Александр Феодосиевич Лихачев из деревни Черняково Пятовской волости Тотемского уезда (ныне — Тотемский район Вологодской области), мы не знаем.
Зато известно, что судьба пощадила двух других вологжан, которые, получив ранения, попали в плен к японцам, а по окончании войны вернулись в Россию. Это минный машинист 1-й статьи Егор Ильич Ковалев из деревни Канза Забелинской волости Велико-Устюгского уезда (ныне — Котласский район Архангельской области) и старший машинный содержатель Никита Алексеевич Подковыркин из деревни Бызово Удимской волости того же уезда (ныне — также Котласский район).

За отличие, оказанное в Цусимском сражении, оба они были награждены Георгиевскими крестами (вернее, знаками отличия Военного ордена — так официально называлась тогда эта награда), причем Подковыркин — знаками двух степеней.

Пляски на могиле?

— Найти крейсер было относительно несложно: координаты его гибели известны, — говорит историк Сергей Гладких. — Никаких сокровищ, ра­зумеется, на нём нет; даже корабельную кассу с него перед гибелью сняли. Поднимать «Донского» не будут по простой причине: это крайне дорогостоящая операция без всякой уверенности в успехе — там глубоко, а крейсер тяжёлый, старый и многократно пробитый снарядами.

Между тем корейцы уверяют, что поднимут «Дмитрия Донского» чуть ли не к декабрю этого года.

— Заявления про подъем этого корабля и огромные сокровища были и ранее. Только они до сих пор заканчивались ничем, — заявил «Российской газете» биржевой аналитик одного из банков Южной Кореи. — У компетентных органов есть сильные подозрения насчет этого. После «вбросов» в средства массовой информации акции компаний, причастных к операции по подъему корабля, взлетали в цене в несколько раз, а затем резко падали. Этим пользовались спекулянты, играя на бирже и получая большие барыши...

Крейсер лежит в территориальных водах Южной Кореи. Поскольку погибших моряков затопили вместе с кораб­лем, в соответствии с международными правилами «Дмитрий Донской» является братской могилой, и никаких действий с его останками производить нельзя.

— Кроме того, так как корабль не спустил флаг, он по-прежнему принадлежит России, — убежден капитан первого ранга, историк флота и писатель-маринист Владимир Шигин. — Он является нашим объектом, и без нашего разрешения никто не имеет права туда спускаться.

Автор благодарит за помощь Сергея Гладких (Котлас).

P.S. В следующем номере читайте о несчастливой судьбе еще одного крейсера Русско-японской войны — «Паллада», команда которого в большей степени, чем других кораблей, была укомп­лектована уроженцами Вологодчины.

229
0
Похожие статьи
  • 17 августа' 18 | Нераскрытые тайны

    Во время Великой Отечественной войны в далеких от фронтов северных регионах Советского Союза была создана сеть секретных аэродромов Люфтваффе. Особенно интересовали фашистов дремучие леса Архангельской и Вологодской областей.

    568
    5
  • 23 октября' 18 | Как это было

    Многие думают, что Вологодская земля была местом ссылки только революционеров конца XIX — начала XX веков. На самом же деле политически неблагонадёжных отправляли сюда на пятьсот лет раньше.

    187
    0
  • 14 марта' 17 | Как это было

    Более 500 лет назад вологодские земли были предметом спора между Москвой и Новгородом.

    89
    0
  • 19 апреля' 18 | Как это было

    Сто лет назад большевики учредили военные комиссариаты

    245
    2
  • 06 декабря' 16 | Как это было

    Накануне 140-летнего юбилея вологодской школы №1 ее выпускник Исаак Подольный нашел письмо с фронта, адресованное ребятам этого учебного заведения.

    104
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.