Елена Литвинова

e-mail: e.ltv@bk.ru

В родительском и педагогическом сообществе сейчас широко обсуждается посвященная профориентации статья вологжанки Алены Владимирской — одного из ведущих специалистов России в HR, главы рекрутингового агентства «Pruffi»

Ломая стереотипы

№47 (1046) от 28 ноября 2017 г.

При выборе профессии и дети, и их родители уже много лет ориентируются на «модные» веяния и тенденции. | Фото с сайта sh34oskol.ru

«Мы живем на стыке новой научно-технической революции. Все серьезно меняется, и истории про роботизацию на самом деле не сказочны. Кассиры в магазинах, курьеры, водители такси — это все, что умрет в горизонте 10-15 лет», — пишет автор.

«Родители должны сейчас озаботиться проблемой профориентации детей, иначе мы и дальше будем плодить армии потенциальных безработных».
Дело в том, что при выборе профессии и дети, и их родители уже много лет ориентируются на «модные» веяния и тенденции. В результате рынок труда перенасыщен юристами, экономистами и маркетологами.

Кроме того, с тех пор, как региональные вузы переквалифицировались в университеты, наняли преподавателей со стороны и на коммерческой основе стали выпускать специалистов сотнями, многие работодатели стали сомневаться в их уровне профподготовки. И еще вчера востребованные профессии сегодня просто обесценены, но в то же время в стране катастрофически не хватает квалифицированных кадров среднего звена.

С вопросом о том, как должна проводиться профориентация школьников, «Премьер» обратился к директорам вологодских колледжей.

Ирина Дарманская, директор Вологодского колледжа связи и информационных технологий:

— Профориентация требует новых форм. Сегодняшнее поколение детей — поколение Z — мыслит и воспринимает иначе: они не верят на слово, им нужна проверка на собственном опыте. Поэтому и проф­ориентация должна быть не на уровне рассказов, а через пробы.

В этом году одной из тем Чемпионата молодых профессионалов HI-tech стала именно профориентация. Тенденция одна — trуing skills — дать ребятам попробовать профессию, так сказать, руками. Для этого им дают возможность погрузиться в будущую работу. Во время проведения Дней открытых дверей в одной из наших аудиторий ребята могут зачистить кабель или что-то спаять. Одна из эффективных форм — курсы, показывающие детям навыки той или иной профессии. Они есть и у нас в колледже, и в других ссузах.

Ну и, конечно, нельзя упускать дополнительное образование. Ребенок на начальном уровне познания может понять азы каких-то профессий (к примеру, собирая конструкторы или роботов) и в дальнейшем определиться с выбором будет легче.

Любовь Глазкова, заместитель директора Вологодского областного медицинского колледжа:

— Профориентация — большая помощь при выборе профессии. К примеру, наш профиль — медицина — не для всех. И лучше понять это раньше, нежели поступить в колледж и выяснить, что заниматься этим ты просто не можешь. В результате студент уходит и теряет год.

Поэтому мы ежегодно приглашаем старших школьников к себе на экскурсии, проводим Дни открытых дверей, ведем работу в Школе юного медика, куда может попасть каждый.

Кроме того, у нас высокий конкурс. Все наши студенты после выпуска легко находят работу. Медицинские профессии, особенно среднего звена, рынком очень востребованы. Да, зарплаты в нашей отрасли невысокие, но всегда есть возможность подработать.

Лариса Святышева, директор Вологодского колледжа технологии и дизайна:

— В нашем колледже для тех, кто ищет себя, мы проводим курсы по специальностям и мастер-классы, где ребята руками могут что-то сделать сами. Обычно в декабре курс заканчивается и у будущего студента есть еще немного времени подумать и определиться, подходит ему этот профиль или нет. Надо отметить, что и в среде школьников этот путь профессиональных проб очень популярен.

Всегда приглашаем школьников на чемпионаты профмастерства, такие как World skills. Здесь они могут увидеть выступления студентов, выполняющих задания, соответствующие международному стандарту профессии. В этом году среди зрителей было 900 школьников.

Чтобы понять, каким делом ты в жизни хочешь заниматься, нужно протестировать себя по формуле «хочу-могу-надо». Желание человека заниматься выбранным делом — «хочу», его способность выполнять данную работу — «могу» и востребованность этой профессии на рынке труда — «надо».

И тут, конечно же, первые помощники — родители. Они должны помочь своему ребенку сориентироваться с самореализацией. Для этого мы, педагоги ссузов, проводим встречи с родителями. Сегодня это очень необходимо: большинство родителей из поколения, «заточенного» на высшее образование, и их представления о среднетехническом — очень архаично. Встречаемся, разговариваем, ломаем стереотипы…

Василий Шиловский, директор Вологодского техникума железнодорожного транспорта:

— У выпускников нашего техникума нет проблем с устройством на работу. При поступлении отдаем приоритет тем ребятам, кто сразу предоставил подлинники вступительных документов.

Профориентации тоже уделяем большое внимание, чтобы студент не потратил годы зря и не разочаровался в профессии. Тем более что в нашей отрасли, где ответственность очень высока, на работу не берут людей без специализированного образования. Поэтому у нас всегда есть возможность карьерного роста: окончил техникум, поступил в специализированный институт (филиалом которого мы являемся) и, пожалуйста, шагай вверх по карьерной лестнице.
Выпускники, за очень небольшим исключением, все работают на железной дороге. Ведь у нас и большая социальная поддержка: льготный проезд, доступная ипотека и прочее.

Лидия Федорова, директор Вологодского строительного колледжа:

— На мой взгляд, начинать работу по профориентации нужно с младших классов. Ранняя профориентация дает раннее осмысление себя в профессии. Чем больше ребенок попробует, тем раньше себя поймет.

Один из вариантов — школьные уроки труда на базе колледжей. За последние годы в ссузах появилось очень много оборудования высокого класса — есть на чем учиться. И ребятам это интересно. К примеру, на наши бесплатные курсы по договору со школами в прошлом году пришло 60 ребят, а в этом 130! И они с большим удовольствием штукатурят, монтируют, сваривают, работают в программе AutoCAD.

Очень хорошо, когда ребята приходят на открытые мероприятия вместе с родителями. У последних есть возможность увидеть и оценить своего ребенка в деле и помочь ему с выбором.

наша справка

HR (по-русски произносится как «эйч-ар») это всё, что связано с кадрами, то есть с «человеческими ресурсами» (Human Resources), которые и составляют расшифровку данной аббревиатуры.

 

WorldSkills — международные конкурсы профессионального мастерства как институт развития профобразования. WorldSkills International (WSI) — это международное некоммерческое движение, целью которой является повышение статуса профессионального образования и развитие стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру.

 

AutoCAD — двух- и трёхмерная система автоматизированного проектирования и черчения, разработанная компанией Autodesk. AutoCAD и специализированные приложения на его основе нашли широкое применение в машиностроении, строительстве, архитектуре и других отраслях промышленности. Программа выпускается на 18 языках.

363
0
Похожие статьи
  • 04 октября' 17 | Жизнь

    В региональном отделении «Союза пенсионеров России» подвели итоги реализации уникального проекта профориентации сельской молодежи «Диалог поколений. Правильный выбор».

    41
    0
  • 21 февраля' 17 | Жизнь

    Совместный проект газеты «Премьер» и Управления информационной политики Вологодской области

    9
    0
  • 08 августа' 17 |

    Семья Виноградовых, проживающая в Грязовецком районе, одержала победу на Всероссийском конкурсе «Семья года-2017». Члены жюри назвали их лучшими в номинации «Сельская семья».

    25
    0
  • 14 марта' 17 | Образование

    Совместный проект газеты «Премьер» и Управления информационной политики Вологодской области.

    4
    0