Марина Чернова

e-mail: marinapremier2016@yandex.ru

«Премьер» — о шведском музее-рекордсмене по посещению туристами «Васа», где выставлен единственный в мире сохранившийся до наших дней парусник XVII века

Музей погибшего корабля

№18 (1068) от 8 мая 2018 г.

Конструкции корабля, который затонул после 30 минут плавания, сохранились более чем на 95%. Причина в том, что корабельный червь, который пожирает деревянные обломки в соленой воде, не очень распространен в слабосоленых водах Балтики.

Корабль «Васа», названный так в честь правящей династии шведов, — на сегодня самый популярный музей Швеции.

Считается, что Стокгольм стоит посетить только ради этого корабля, расположенного в центре города, и журналист «Премьера», побывавший на днях в этом музее, подтверждает это мнение. Шведы превратили один экспонат в мечту всех, кто хотел побывать на старинном корабле!

«Васа» был построен по приказу Густава Адольфа II, короля Швеции под руководством голландского кораблестроителя Хенрика Хибертсона.

В постройке участвовали плотники, скульпторы, художники, стекольщики, изготовители парусов, кузнецы и работники многих других ремесел.

Строительство корабля заняло около двух лет. К моменту завершения строительства это был один из самых больших кораблей в мире. 

Для судна срубили больше одной тысячи деревьев, а его возведением занималось 400 рабочих.

Как считают исследователи, судно, скорее всего, должно было отплыть в сторону Польши, которая в течение многих лет была врагом Швеции номер один. 10 августа 1628 года «Васа» отплыл из гавани Стокгольма. Внезапно налетел порыв ветра. «Васа» наклонился, но затем снова выправился. Второй порыв завалил корабль на бок. Через открытые отверстия для пушек хлынула вода. «Васа» погрузился на дно, став могилой для по меньшей мере 30, а возможно, и 50 из 150 членов команды.

Как выяснилось позже, судьбу корабля решила прихоть короля установить на «Васе» больше пушек, чем обычно устанавливалось. В итоге «Васа» стал слишком тяжелым в верхней части. Сыграл свою роль и невероятно узкий корпус парусника, что и привело его к трагедии.
Корабль увидел дневной свет только через 333 года. Его в начале 50-х годов начал изучать самостоятельный исследователь Андерс Франзен. С самого детства его привлекали обломки кораблекрушений около родительского дома на Стокгольмском архипелаге,  и в 1956 году он нашел судно.

После нескольких лет подготовительных работ, в 1961 году, «Васа» был поднят с морского дна.  После того, как корабль удалось вытащить на сушу, его ввели в корабельный док XIX века, заполненный водой. Затем из дока откачали воду, и началась работа по строительству музейного павильона. Здание построено из бетона, а на крыше — три стилизованные мачты.

Чтобы сохранить судно, специалисты разработали метод консервации, который предполагал распыление вязкого полиэтилен­гликоля.

Материал  медленно проникал в дерево, заменяя воду.

На корабле сохранилось более 95% первоначальных элементов конструкции, а также сотни резных скульптур. Скульптуры изображали львов, библейских героев, римских императоров, морских существ, греческих богов и многое другое. Реставраторы установили, что они были окрашены в очень яркие цвета на красном фоне. В результате корабль производил впечатление плывущего дворца.

Среди других находок — оборудование корабля,  вещи членов команды, останки погибших и шесть старейших парусов, сохранившихся с XVII века до нашего времени. Ученые продолжают изучать находки, представляя их на выставках в музее, занимающем 6 этажей. Поразительно, как  шведы обыгрывают позорную страницу истории, заставляя туристов проводить в музее одного экспоната час за часом!

Вместе с «Васа» на поверхность было поднято 14 000 утраченных деревянных предметов, включая 700 скульптур.  Среди изваяний есть императоры, демоны, русалки, языческие божества и даже ангелы. В те далекие времена все эти существа обязаны были поддерживать статус могущественного морского государства.

Сейчас в музее, который открылся в августе 1990 года,  — более 10 регулярных выставок, каждая из которых связана с историей несостоявшегося флагмана, его строительством, крушением и восстановлением. Например, экспозиция «Лицом к лицу» рассказывает о тех бедных особах, которым довелось оказаться на борту «Васы» в момент его гибели. Скрупулезная работа историков и антропологов позволила восстановить приблизительно 30 скелетов утонувших.

P.S. Если посетителю еще не исполнилось 18 лет, то посетить объект он может совершенно бесплатно. А билеты для взрослых стоят 130 крон (примерно 1000 рублей).

196
0
Похожие статьи
  • 05 сентября' 17 | Среда обитания

    Вологодские велодорожки по сравнению с зарубежными аналогами выглядят не так ярко и нарядно, а назначение разметки на асфальте не всегда понятно как самим вологжанам, так и гостям города.

    71
    0
  • 06 июня' 17 | Калейдоскоп

    С 25 по 30 мая в шведском городе Мальмё прошли международные соревнования по голболу Malmo Ledy intercup.

    29
    0
  • 29 ноября' 16 | Политика

    Шведские дипломаты побывали на минувшей неделе в Вологде, чтобы «понять Россию».

    18
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.