Елена Литвинова

e-mail: e.ltv@bk.ru

В 15 школах Вологодской области появятся кабинеты здоровья. Но педагоги и родители задаются вопросом: «А кто будет в них работать?»

На вес золота

№43 (1042) от 31 октября 2017 г.

Постоянный контроль за здоровьем детей необходим, но где найти столько специалистов?

| Фото с сайта rcpcf.ru

Проблема обеспеченности школ фельдшерами и младшим медицинским персоналом в последние годы стоит в регионе очень остро.

«И все, до свиданья!..»

В результате реформ последних лет в школьном штате нет фельдшеров и медсестер. Они выведены на аутсорсинг, то есть только приходят в школу, а не пребывают в ней постоянно. Как правило, это сотрудники поликлиник, к которым и прикреплены учебные заведения.

Администрация школы, не являясь работодателем, не может повлиять на график этих специалистов, и, по сути, фельдшер сам решает, каким будет его рабочий день и сколько времени он на него потратит.

Доплата за этот труд — мизерная, и, как следствие, каждый мед­работник в системе образования на вес золота. Сам объем работы достаточно большой: по словам работающих в школах фельдшеров, в рамках нацпроектов они делают тысячи прививок. Не каждый готов выполнять столько работы за очень небольшую зарплату.

«У меня очень много вопросов к фельдшеру, работающему в нашей школе, но я не рискую их задавать. Потому что есть негативный опыт: человек не ходит на работу, мы спрашиваем почему, он обижается, и всё, до свиданья, больше фельдшера у нас нет», — рассказывает директор школы в одном из спальных районов Вологды.

При этом школа, не имея права взять в штат медика, обязана организовать ему рабочее место — полноценный медицинский кабинет с необходимым оборудованием и инструментарием. Иначе медика не будет.

Кабинет есть, здоровья нет

В вологодской школе №5 сегодня лучший в области медицинский кабинет, оборудованный по всем современным нормативам. Здесь даже есть возможность лечить детям зубы. Но, как рассказывает директор школы Светлана Разина, постоянного присутствия в учебном учреждении медика в разных инстанциях ей пришлось добиваться несколько лет.

Примечательна в этом смысле и история вологодской школы №10. В этом учебном заведении медицинский кабинет, закупленный и полностью укомплектованный, несколько лет не работал. По словам директора «десятки» Ольги Белоусовой, администрация школы не могла получить лицензию, так как помещение не соответствовало нормам.

Найти в перегруженной школе подходящий кабинет было непрос­то. В результате директору школы пришлось пожертвовать собственным кабинетом и организовать там медицинский пункт. Но школе повезло с фельдшером, который работает ежедневно с 8 до 16 часов, и дети находятся под надзором специалиста.

Шокирующая статистика

Есть еще один минус этого школьного аутсорсинга: медик по найму может работать сразу на несколько школ, то есть один мед­работник — на 2-3 тысячи детей. Не редки случаи, когда ребенок поранится или ему станет плохо, а медработника в этот день на рабочем месте нет и оказать школьнику первую помощь просто некому.

По мнению специалистов, именно отсутствие в школах штатных врачей, фельдшеров и медсестер и привело к печальной статистике 2016 года, когда на уроках физкультуры погибло 211 учеников.

Такие шокирующие данные обнародовала министр образования Ольга Васильева.

И речь идет не о гибели в результате травмы, а о внезапной смерти с виду здоровых детей, которые до этого ни на что не жаловались.
Нынешний учебный год вновь начался с трагедий: в сентябре во время физкультуры потерял сознание и впоследствии скончался школьник из Ульяновской области. Похожая история случилась и в Красноярском крае.

В Министерстве образования в росте детской смертности винят закон «О защите персональных данных»: в школы не доходит информация из поликлиник о состоянии здоровья детей. Еще один минус в отсутствии постоянного медработника — зачастую некому оказать первую помощь до приезда скорой. В следующем году ситуацию обещают исправить.

На плечи учителя

Конечно, в каждом случае гибели ребёнка были свои причины. Но для того, чтобы их исключить, должны быть приняты общие правила.

Первое: детей надо систематически обследовать. Сегодня же обязательная диспансеризация проводится всего четыре раза за время обучения в школе.

Второе: информация о состоянии здоровья ребёнка должна быть доступна учителю физкультуры.

Третье: у ребёнка должно быть право, почувствовав себя плохо, прийти к медработнику и взять освобождение от физкультуры.

Возможно, в отдельно взятой Вологодской области ситуацию удастся изменить к лучшему. По словам заместителя губернатора Олега Васильева, новый проект позволит создать в школах кабинеты здоровья и регулярно обследовать детей по состоянию сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной, слуховой, центральной нервной систем.

Вернуть медикам постоянную прописку в вологодских школах пока не получится. Как сообщает пресс-служба правительства области, исследования по мониторингу здоровья обучающихся могут проводиться школой независимо от наличия медицинского работника в образовательной организации. Их сможет проводить и специально подготовленный учитель.

145
0