Юлия Лаврова

e-mail: nasta71@yandex.ru

Наши и медведи

№37 (1087) от 18 сентября 2018 г.

Российские компании-правообладатели изображений героев популярных российских мультфильмов требуют с вологодских продавцов игрушек, канцтоваров и галантерейных товаров сотни тысяч рублей.

До детских рисунков столичные «охотники» за контрафактом пока не добрались... | Фото Павла Громова

Зонты, школьные пеналы, игрушки, предметы одежды, детские конструкторы... Сегодня в любом детском магазине лучше продается то, на чем красуются персонажи любимых детских мультфильмов.

Как правило, производители большинства предметов — неизвестные в Вологде китайские фабрики и заводы. А вот авторы у персонажей вполне реальные — российские художники-мультипликаторы, и у них есть защитники — юристы фирм-правообладателей.

Простое совпадение?

В июле этого года Арбитражный суд Вологодской области удовлетворил сразу два иска ООО «Студия анимационного кино «Мельница» — правообладателя на персонажи мультсериалов «Приключения Лунтика» и «Барбоскины» — к вологодскому предпринимателям о взыскании ущерба за нелицензионную продажу изображений героев мультфильмов. Дело в том, что каждый из семьи «Барбоскиных», включая папу, маму и всех щенят, имеет собственное авторское свидетельство, зарегистрированное в 2011 году сроком до 2021 года. Правообладателем является анимационная студия «Мельница» из Санкт-Петербурга.

Набор фигурок «Барбоскиных» продавался в одном из вологодских магазинов и был куплен представителями компании-правообладателя за 450 рублей. 18 мая 2018 года студия «Мельница» обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с требованием компенсации использования авторских прав в размере 80 тысяч рублей. Суд компания выиграла, потребовав за каждого героя по 10 тысяч рублей.
Любопытно, что по «чистой случайности» тот же магазин в тот же самый день посетили и представители кинокомпании «Маша и Медведь» и купили куклы Маши и Медведя. Они тоже обратились в суд и тоже выиграли 30 тысяч рублей.

Каждый из семьи «Барбоскиных», включая папу, маму и всех щенят, имеет собственное авторское свидетельство, зарегистрированное в 2011 году сроком до 2021 года.

И это лишь верхушка айсберга. В картотеке дел Арбитражного суда Вологодской области можно найти несколько десятков подобных исков и, как правило, выигранных в пользу правообладателей судебных решений.

6 июля с предпринимательницы из Вологды взыскано в пользу «Маши и Медведя» 60 тысяч рублей за продажу игрушки «Интерактивный телефон», 16 августа суд взыскал с вологодской предпринимательницы в пользу «Маши и Медведя» 20 тысяч рублей за изображение героев мультсериала на покрывале. 23 августа в пользу «Маши и Медведя» взыскано 30 тысяч рублей за продажу куклы…

При этом в суд идут предприниматели, живущие не только в Вологде. Из-за продажи товаров с изображением мультяшных героев уже пострадали жители Никольска, Красавина, Великого Устюга, Череповца…

Трудно поверить, что в вологодскую глубинку вдруг приехали гости из столицы специально для того, чтобы заглянуть в провинциальный магазинчик и проверить, нет ли в продаже, например, предмета одежды, где была бы изображена стилизованная человеческая ладошка с оттопыренными тремя пальцами. В результате предприниматель из Никольска получил судебный иск на сумму в 10 тысяч рублей за неправомерное использование «ладошки», и 12 сентября этого года он проиграл суд представителям ЗАО «Аэроплан» из Москвы, которое является владельцем исключительных прав на это изображение.

Не лают, но кусаются

В общей сложности в 2018 году анимационная компания «Маша и Медведь» обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с аналогичными исками о компенсации 15 раз. ООО «Студия анимационного кино «Мельница» подало больше 35 исков, ЗАО «Аэроплан» — 14 раз. Сумма исков варьируется от 10 до 50 тысяч рублей за одно зарегистрированное свидетельство на одного персонажа.

Что же это за фирмы? ООО «Маша и Медведь» зарегистрировано в Москве и обладает исключительными правами на бренд и лицензионное использование популярных героев мультсериала. ЗАО «Аэроплан» — правообладатель мультипликационного семейства «Фиксиков», а ООО «Студия анимационного кино «Мельница»  владеет исключительными правами на тиражирование изображений героев из мультсериалов «Лунтик и его друзья», «Барбоскины» и «Три богатыря».

По статистике едва ли не четверть товаров, на которых изображены известные всем герои, — контрафакт.

И если вы думаете, что основной доход владельцам этих компаний приносит производство мультфильмов, то это не так. Еще в 2014 году в интервью агентству РБК один из совладельцев студии, которая производит сериал «Маша и Медведь», Дмитрий Ловейко сообщил, что продажа лицензий на право выпустить товары под именем их героев — главная статья доходов производителей. На товарное лицензирование приходится порядка 60% выручки. А по данным базы «Спарк-интерфакс», выручка ООО «Маша и Медведь» за 2013 год 292,2 миллиона рублей. К сожалению, последних данных за 2017 год нет, но сами владельцы признают: доходы растут из года в год.

На свой страх и риск

По закону, чтобы продавать или производить товары под брендом, например «Фиксиков», надо приобрести лицензию.

«Сколько может стоить лицензия? — комментирует президент Вологодской торгово-промышленной палаты Галина Телегина. — Это должно зависеть от объема произведенной или проданной продукции. Чем больше — тем дороже». 

«Но здесь возникает другая проблема, — продолжает Галина Телегина. — Если раньше нематериальный актив оценивался опять же в зависимости от произведенной под этим брендом продукции и от объема продаж, то сегодня он может стоить сколько угодно. То есть можно подать иск к продавцу контрафактной продукции за нарушение прав на 10 тысяч рублей, а можно на 100 тысяч. И суд, к сожалению, его примет. Ведь нет никаких механизмов регулирования стоимости».

По статистике едва ли не четверть товаров, на которых изображены известные всем герои, — контрафакт. Причем контрафакт, привезенный неизвестно откуда. И покупают его продавцы игрушек или детских товаров на свой страх и риск. Потому что дешевый.

«Наша компания работает на вологодском рынке с 2014 года, — рассказал нам предприниматель Алексей Егоров (данные изменены по просьбе мужчины), у которого открыты свои торговые точки в разных районах области. — Мы закупаем игрушки в Санкт-Петербурге, Москве и даже в Екатеринбурге. И вот… не так давно у нас впервые был такой случай. Право­обладатели подали судебный иск. Сейчас я не буду его комментировать, поскольку решение не принято. Но больше таких закупок не будет. Мы будем работать только с фирмами, которые имеют лицензию на тиражирование. Но в итоге, если, например, 15-сантиметровая фигурка «Барбоскиных» стоила 120 рублей, то такая же фигурка, выпущенная производителем, купившим лицензию, будет стоить уже порядка 560 рублей. При этом по качеству они, скорее всего, будут одинаковыми».

То есть принцип «чем дороже, тем лучше» здесь уже не работает.

Охотники за клонами

Как же попадают в глубинку «охотники» за конт­рафактом?

«Я думаю, что очень просто. На машине, — говорит вологодский юрист по авторскому праву Алексей Сысоев. — Предполагаю, что в определенный регион отправляется «экспедиция», которая за неделю вполне может объехать Вологодскую область и зафиксировать такие продажи. Эффект очевиден — достаточно посмотреть на количество исков и суммы в суде».

Именно этим можно объяснить и тот факт, что контрольные закупки в магазинах совершаются в один и тот же день. Причем не просто закупки. Из судебных материалов видно, что компании-право­обладатели прикладывают к искам не только товарные и кассовые чеки, но и диски с видеозаписью, где подробно зафиксирована продажа именно товара с запатентованным изображением. То есть готовятся к таким визитам серьезно.

Есть и другое мнение. Например, юрист из Иванова, который является постоянным участником судебных процессов по защите авторских прав, открыто на своей личной странице в социальных сетях заявляет, что практика, широко распространенная сегодня в России, и в Вологде в частности, есть не что иное, как «судебный рэкет».

«Данные иски — это «судебный рэкет», то есть заведомая фальсификация правонарушения. Согласно открытым и официальным документам Таможни России само ООО (упоминается одна из фирм-правообладательниц на продажу лицензий) организовало ввоз всех товаров из Китая в Россию, оптовую продажу и в дальнейшем фабрикацию исков», — пишет юрист.

«Премьер» связался с этим человеком, однако он отказался пояснить, что имел в виду под своим заявлением и есть ли у него конкретные факты.

Так или иначе, а вывод очевиден: хочешь продавать или покупать популярный бренд — плати. И если взрослый человек может отказаться от желаний, то ребенку трудно объяснить, что его любимый «Лунтик» или «Свинка Пеппа» не только добрые мультяшные персонажи, а источник дохода для вполне определенной группы людей.

378
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 23 мая' 17 | Криминал

    Весной 2017 года вологодские полицейские провели проверку предпринимателей, торгующих одеждой и обувью в районах Вологодской области, и нашли на прилавках товар с логотипами знаменитых брендов.

    29
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.