Марина Чернова

e-mail: marinapremier2016@yandex.ru

В книге воспоминаний о Юрии Половникове друзья, коллеги и близкие поделились сокровенным о самом известном вологодском кинорежиссере и основателе детской киностудии «Романтик»

Найдись, Митрич!

№3 (1053) от 23 января 2018 г.

Презентация книги прошла 20 января в «Красном углу». | Фото Марины Черновой

Митрич, оказывается, снял клип для Жанны Агузаровой и жил во время учебы у исполнителя Бабы-яги всех времен и народов — Георгия Милляра.

Книга «Просто так с Земли не уходят» посвящена жизни и творчеству кинорежиссёра Юрия Половникова.

Составитель издания Надежда Хлопкова связалась с ближним кругом Митрича, и теперь читатели впервые могут прочесть материалы о сокольском периоде Половникова, учебы режиссера во ВГИКе и его вологодской жизни.

Как пишет Надежда Хлопкова, в создании книги приняли участие более 70 человек. Воспоминания собирались по крупицам, и важно, что каждый рассказывал о Митриче в настоящем времени, вспоминал как о человеке значимом и радовался возможности поговорить о нем.

Сам Юрий Половников мечтал только об одном — снимать кино о судьбах простых людей Русского Севера. Несмотря на отсутствие денег, он оставил после себя около 80 игровых и документальных картин. Сегодня их можно назвать уникальной летописью времени, которое Митрич возвращает нам в своих кинокадрах.

Наш Шукшин

Многие из тех, кто делился воспоминаниями о режиссере на страницах издания, пришел и на презентацию народной книги. Мероприятие при­урочили ко дню рождения Юрия Половникова, который появился на свет 21 января 1954 года в Соколе. И презентация, которая безо всякой рекламы в СМИ собрала целый зал, действительно напоминала праздник.

К микрофону выходили российские и вологодские кинорежиссеры, поэты, журналисты — люди, хорошо знавшие Митрича. На презентации звучали его любимые песни и стихи.

Посетители с интересом вглядывались в редкие фото и любовались живописными снимками фотовыставки Михаила Макарова «Я отсюда родом, племенем!».

Обычно документалисты собирались на Вологодчине на ежегодном кинофестивале «Фрески Севера». Творческое состязание носит имя Половникова, так как он был лауреатом многих кинофестивалей и известен не только среди российских кинематографистов, но и за рубежом.

Фильмы и рассказы Юрия Половникова сравнивали с творчеством Шукшина, но сам Митрич, как отмечено в книге воспоминаний, на это всегда лишь удивленно пожимал плечами и честно признавался, что никогда и не пытался подражать известному писателю и режиссеру.

Митрич, как его называли окружающие, ушёл из жизни в 2003 году в расцвете творческих сил, не дожив и до 50 лет.

Романтик ВГИКа

По воспоминаниям друзей и близких, Митрич был удивительным человеком, который сумел заразить любовью к кинематографу десятки ребят, в том числе и трудных подростков. Среди его учеников — два лауреата Госпремии, операторы, режиссеры, которые успешно работают на ТВ и в большом кино.

Его обожали однокурсники по ВГИКу, а знаменитая Тамара Макарова и исполнитель роли Бабы-яги Георгий Милляр заботились о Митриче, как о родном человеке. Во время учебы Половников жил в квартире Милляра, а затем снял о нем документальный фильм-портрет «Вот такая чертовщина» (к сожалению, кинолента не сохранилась). Георгий Милляр дважды приезжал в Сокол, чтобы проведать своего подшефного и его учеников в студии «Романтик».

Книга воспоминаний рассказывает о сложной жизни неприкаянного, талантливого человека, который не справлялся с тяготами быта в суровые 90-е годы прошлого столетия. Режиссер пытался заниматься только любимым делом — кино, а отсутствие финансирования и интереса к кинематографу в стране он воспринимал как личную трагедию.

Рассказ за рассказом создает истинный масштаб личности Юрия Половникова, которого, как он сам говорил друзьям, мало кто понимал. Режиссер никогда не делился домашними проблемами. Но на работу зачастую приходил с красными глазами, и коллеги понимали, что ночью он вновь возился с мамой. Женщина вырастила его одна, и он прощал ее пьяные загулы, пытаясь поддерживать как мог.

После смерти мамы оказалось, что он, студент ВГИКа, был выписан из сокольской квартиры и прописан в столичном общежитии. В итоге парня лишили жилплощади по формальному признаку — владелец ведомственного жилья должен был работать в совхозе. Квартиру в Вологде Половникову дали благодаря Владимиру Кудрявцеву, который возглавлял тогда Департамент культуры Вологодской области. С его поддержкой и помощью друзей у Митрича появилась работа — киностудия «Вологдафильм».

Друзья и ученики рассказывали на презентации, что Половников всего себя отдавал кино. А в работе с юными студийцами из детской студии «Романтик» он показал себя настоящим Макаренко, организуя для участников не только съемки, но и турпоходы и поездки на кинофестивали.

В создании книги приняли участие более 70 человек.

Белый слон

Судя по книге воспоминаний, Митрич, как настоящий творческий человек, не испытывал трепета перед начальством. Однажды, как рассказывает поэт Наталья Сидорова, он возмутился равнодушием одного из начальников по отношению к людям и выплеснул ему в лицо стакан чая. Спасло режиссера от возмездия только то, что в вызванном наряде милиции оказался один из его бывших студийцев, уговоривший коллег «замять» дело.

Многие считали Юрия Половникова «взрослым ребенком», который мечтал, чтобы к нему пришел белый слон. Но режиссеру хватало характера настоять на своем и добиться невозможного. Он пытался узнать все изнутри. Например, когда он готовил сценарий фильма про цыган, ушел странствовать с табором сквозь тайгу.

Увиденное повергло его в ужас — во время похода погибали дети, и цыгане не могли их похоронить, так как кругом была вода. Половников заболел и потом долго приходил в себя. Фильм о цыганах он так и не создал, впрочем, мечтая закончить когда-нибудь эту работу.

Как рассказали московские кинематографисты, которые приехали на презентацию, во ВГИКе Митрич был заметной фигурой. Его даже пригласили снять оригинальный клип для Жанны Агузаровой, и Половников с удовольствием взялся за новое для него направление.

В книге воспоминаний опубликованы отрывки из записной книжки режиссера. Митрич делился болью и несбывшимися мечтами. Но никогда не обвинял страну, близких, пенял лишь на судьбу и всегда надеялся на лучшее: «Сижу без денег, без работы, но зато в квартире… Ну что же, как-то будем выкарабкиватьcя. И снимать еще будем, и жить будем, и cчастливы будем».

374
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.