Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Отыграли назад

№42 (1092) от 23 октября 2018 г.

Отмена лицензирования в 2011 году привела к буму трансферов, которые обрушили и без того слабые межрайонные перевозки. И действительно, поездки на комфортабельных микроавтобусах пришлись пассажирам больше по душе, чем более медленные путешествия на больших и, что греха таить, менее удобных автобусах-сараях. | Фото с сайта vezu.by

 

Государственная дума приняла закон, по которому такси, трансферы и межрайонные перевозки подлежат лицензированию.

Главное изменение, которое нас ждет с середины 2019 года, — это возврат лицензирования транспортных услуг после семилетнего перерыва.

Получать лицензии должны будут компании, занимающиеся пассажирскими перевозками. Под раздачу попадают и трансферы, и даже обычные такси. Причина ужесточения — многочисленные аварии с участием междугородных частных микроавтобусов, в которых гибнут люди. Другого способа взять ситуацию под контроль власти не нашли.

А вот деятельности компаний вроде «Бла-бла-кара», по уверению представителя компании, новый закон не коснется. «У нас сервис поиска попутчиков, мы не автобусная компания», — сообщил представитель компании.

Выборочная проверка

Поправки сразу в несколько законов были приняты единым документом в третьем чтении 16 октября этого года. Самое спорное ограничение, которое вводит закон, касается числа посадочных мест в транспортном средстве. До последнего времени лицензирование требовалось только на регулярные перевозки более 8 человек. В новом законе эта норма отменяется. При этом если раньше учитывались только пассажиры, которые купили билет, то теперь к ним закон причисляет и «иных лиц». Проще говоря, считать будут и знакомых водителя или директора компании, которых он по доброте душевной усадил на свободное место и повез бесплатно.

После того как закон подпишет президент, нужно будет отсчитать 120 дней до его вступления в силу и ещё 120 дней на лицензирование перевозчиков. За это время должны быть утверж­дены все необходимые нормативные акты, которые определят, к примеру, размер пошлин и порядок выдачи документов. Таким образом, нормы закона фактически заработают ориентировочно 1 июля будущего года.

«В новом законе указано, что перевозка будет регламентироваться отдельным федеральным законом, который ещё не принят, — объяснил юрист Владимир Костылев. — Из закона исключён уведомительный порядок для заказных перевозок, и все перевозчики будут подпадать под лицензирование. Отменяется проведение плановых проверок перевозчиков, вместо них вводится рейдовый порядок проверок перевозчиков и автостанций. Контролирующий орган будет вести реестр, в котором будут указаны транспортные средства. Если предыдущий лицензиат продал транспортное средство и не исключил из реестра, новый перевозчик не сможет внести его в реестр».

Сейчас лицензии действуют только для рейсовых регулярных перевозок, они бессрочные, разовая пошлина составляет 7,5 тысячи рублей.

 

Обрушили отрасль

Нынешний порядок был утверждён в 2011 году, когда всеобщее лицензирование в сфере общественного транспорта было отменено, что привело к буму частных перевозок и появлению трансферов, которые обрушили и без того слабые межрайонные перевозки.

Проблему неоднократно обсуждали на самых разных площадках. 1 апреля 2013 года в Законодательном Собрании области прошёл круглый стол, на котором собралось больше десятка директоров транспортных компаний из районов. Тогда было объявлено, что внутрирайонное автобусное сообщение полностью прекратилось в Вашкинском районе. В районах началось закрытие автостанций. В конце 2015 года прекратило работу Кирилловское АТП, закрылась автостанция в одном из крупнейших городов области — Соколе. Были проблемы с внутрирайонными перевозками, к примеру, в Белозерском районе.

При этом в 2012 году фактически прекратилось бюджетное субсидирование пассажирских автоперевозок, которые составляли примерно треть от выручки предприятий. «Новый закон — нужный, но важно решить ещё один вопрос: отрасль пассажирских перевозок всегда была убыточна и её необходимо дотировать, — подчёркивает председатель областного профсоюза транспортной отрасли Юрий Тадлов. — Сейчас её не дотируют, и никто, насколько можно судить, не собирается этого делать. Хотелось бы, чтобы отраслевой Департамент дорожного хозяйства и транспорта занимал в этом вопросе более активную позицию».

Не проблема

До сих пор было так: если в микроавтобусе менее 8 пассажирских кресел, то он вообще не подпадал под регулирование законодательства о перевозках. Остальные получали лицензии только в случае, если ездят по регулярным рейсам. За деятельностью остальных их коллег никто фактически не следил.

«У них зачастую нет ни медика, ни охранника, никто ничего не контролирует, и люди в результате ездят, как хотят. Сейчас фактически нет никаких штрафов, «серые» перевозчики до сих пор работали в очень благоприятной среде. Результат — многочисленные аварии трансферов, в том числе и с гибелью пассажиров. В сфере межрайонных перевозок они фактически разрушили традиционную систему маршрутов», — рассказывает один из наших собеседников, эксперт рынка.

Принимаемый закон серьёзно изменит ситуацию в отрасли. «Всё зависит от требований для получения лицензий. Наверняка вырастут цены на перевозки, потому что лицензирование уменьшит конкуренцию. Некоторые перевозчики уйдут с рынка, что приведёт к тому, что многие водители потеряют работу. Пострадают и пассажиры, у которых будет ещё меньше возможности уехать. Кто и как будет возить пассажиров в районах, я вообще не представляю», — считает представитель одной из компаний, занимающихся междугородными перевозками, называемых в обиходе «серыми».

Новые нормы закона — не такая большая проблема для «серых» перевозчиков, как кажется, уверены эксперты отрасли. «Сейчас большой проблемы получить лицензию нет: если хочешь, ты её получишь. Но любой перевозчик должен выполнять лицензионные требования: работать согласно путевому листу, проходить перед выездом медицинский осмотр и так далее. За нарушения накладывают очень большие штрафы, всё очень строго», — говорит директор некоммерческого партнёрства «Перевозчики пассажиров г. Вологда» Сергей Мальцев.

Другая проблема — это возможный отзыв лицензии за нарушения. Неизвестно, можно ли будет её восстановить. Впрочем, это зависит от того, насколько активно будет работать Автодорнадзор и хватит ли его ресурсов, чтобы охватить рынок полностью.

124
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 25 апреля' 18 | Транспорт

    В Вологодской области будет организовано дополнительное движение пригородных поездов

    129
    0
  • 27 апреля' 18 | Транспорт

    20 пациентов Вологодской областной больницы просят вернуть им бесплатный автобус

    448
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.