Финал Кубка ДОСААФ России по трофи-рейду пройдет в августе в Вологодском районе. Турнир соберет сильнейших гонщиков страны. Подобные соревнования в нашем регионе будут проводиться впервые

Парни грязи не боятся

№24 (1074) от 19 июня 2018 г.

Даже самые хорошо подготовленные автомобили, бывает, ломаются...

— Этапы всероссийского кубка ДОСААФ по трофи-рейду (гонки по бездорожью — прим. авт.) мы начали проводить еще в прошлом году, — рассказал председатель комитета ДОСААФ России по ралли-спринту и руководитель клуба «Вологда 4х4» Евгений Беляев. — В прошлом году мы очень хорошо провели отборочный этап и было принято решение провести финал Кубка в Вологодской области. Для нас это очень важное событие, поскольку Вологодская область никогда не была серьезным игроком во внедорожных технических видах спорта. В этом году мы проводим два соревнования по трофи-рейдам и два по джип-спринту. Первый трофи-рейд — это был «Сумрак» в Череповецком районе, прошедший в июне, а в августе — финал Кубка. Участники «Сумрака» получили 18 путевок в финал. Три призовых места заняли спортсмены из Владимира, Москвы и Рыбинска. Следовательно, 15 вологодских экипажей смогут побороться за звание сильнейшего гонщика страны.

Часто соревнования по трофи-рейду проводят там, куда пешком сложно дойти.

Военная тайна

Вологодская область идеально подходит для мероприятий подобного уровня. У нас есть и лесные участки с твердым покрытием, есть ковровые болота и есть участки с непролазной грязью. Именно такие места выбираются для построения гоночных трасс.

Трассы, кстати, готовятся несколько месяцев. По словам Евгения Беляева, нынешнюю трассу для финала они прокатывали почти полгода. Начали еще зимой на снегоходах и потом, когда сошел снег, продолжили прокладывать на тяжелой технике. В ее подготовке принимают участие самые проверенные люди.

— Подготовка трассы держится под строжайшим секретом, — говорит Евгений Беляев. — Не должно быть никакой утечки информации. Любая случайная слитая фотография или координата — это помощь участнику. Значит, спортсмены не будут находиться в равных условиях. Это уже нечестная борьба. Мы делаем трассу таким образом, что, если в гонках захотят принять участие даже местные егеря или лесники, которые знают в лесу каждую тропинку, это не поможет. У нас будет честный хардкорный трофи-рейд.

Трассы для гонок готовят в строгом секрете.

Борьба за килограммы

Подобные трассы — это больше 100 километров настоящего бездорожья, куда подчас даже пешком дойти практически невозможно. На ее преодоление у спортсменов уходит по 12 и более часов.

Очевидно, что подобное испытание очень жесткое не только для экипажа, в который входят водитель и штурман, но и для техники. Ни один обычный полноприводный внедорожник без специальной подготовки маршрут не преодолеет. Чтобы автомобиль «довести до ума» в спортивных категориях, иногда необходимо вложить в него не меньше 1 миллиона рублей.

— Переделать машину для гонок в «домашних» условиях невозможно, — поясняет председатель комитета по джип спринту. — Есть специальное автомобильное ателье в Питере, где машины готовят для гонок. К примеру, у одной Сузуки, которая участвует в соревнованиях, над задними фонарями — два отверстия. Когда автомобиль переходит  брод, через эти отверстия помпа начинает откачивать воду из салона. За счет этого машина получила очень хорошую плавучесть. Большинство деталей, которые устанавливают на автомобиль-прототип сделаны из титана или карбона, чтобы облегчить вес машины. Идет борьба за каждый лишний килограмм.

Нередко по бездорожью автомобилям приходится плавать.

По секундомеру

Вполне логично, что автомобиль может сломаться во время соревнований. Поэтому вместе с экипажами на турнир приезжают подчас настоящие заводы на колесах, где мастера за короткое время могут выточить или приварить любую деталь. Кстати, и сами гоночные автомобили приезжают на соревнования не своим ходом. Их доставляют либо на лафетах, либо на эвакуаторах, либо автопоездами. 

Если техника ломается на трассе, по правилам гонки экипаж должен выставлять знаки. Зеленый знак означает, что все нормально, если выставлен красный, значит, требуется помощь.

— К примеру, сломалась машина, и около нее стоят люди. Значит, это обычная поломка и здоровью экипажа ничего не угрожает, — поясняет правила Евгений Беляев. — Следом едет конкурент и он даже не остановится. Это не принято, все едут по секундомеру. Но если, проезжая мимо машины видят, что людей нет, обязаны остановиться. Экипаж сообщает организаторам, что произошло ЧП и для них секундомер останавливается. Дальше необходимо принять все меры, чтобы спасти пострадавший экипаж.

Квадроциклам тоже крепко достается на бездорожье.

Жесткие правила

Перед стартом все участники проходят регистрацию, на которой получают номера и координаты точек, которые им нужно «собрать». Во время самой гонки большое внимание уделяется культуре и безопасности соревнований. Во время трофи-рейда спортсменам запрещается заезжать в населенные пункты, на пашни и другие важные для местных жителей и администрации места. Также по время прохождения бездорожья запрещено пилить лес. Тех, кто не соблюдает эти правила, дисквалифицируют.

По словам Евгения Беляева, на финал нынешнего чемпионата получили путевки порядка 250 экипажей со всей России. Впрочем, вряд ли все гонщики смогут принять участие в турнире. Все-таки доставка машин, особенно из дальних регионов — дорогое удовольствие.

— Всего во Всероссийском Кубке ДОСААФ пройдет 17 этапов в 7 категориях. Мы ожидаем на Финале порядка 80 экипажей. И, конечно, планируем организовать и зрительские зоны. Все-таки для нас важно, чтобы зрители смогли «в живую» увидеть выступления лучших внедорожных экипажей. Это очень яркое зрелище, когда у тебя на глазах бьются такие монстры. Когда удается удачно совмещать внедорожный спорт и доступность для зрителей — это здорово.

Все гоночные автомобили оборудуют лебедками.

 

Толковый словарь «Премьера»

ТРОФИ-РЕЙД — соревнование по преодолению бездорожья, обычно на полноприводных автомобилях, специальных внедорожных мотоциклах, квадроциклах. Соревнования по трофи-рейдам, как правило, проводятся «на секундомер», но в некоторых соревнованиях необходимо просто уложиться в зачетное время и успешно пройти все спецучастки и выполнить задания всех соревновательных этапов.

 

Обязательно присутствуют старт, финиш трофи-рейда, а также спецучастки и другие соревновательные этапы. Спецучасток — это отрезок маршрута, проложенный по бездорожью, с контрольным временем прохождения. Бездорожье на спецучастке может быть настолько сложным, что прохождение нескольких километров может занять целый день. Задания для участников трофи-рейда может состоять не только в прохождении бездорожного участка. Часто это задание с применением GPS навигации или ориентирования по легенде. Прохождение некоторых отрезков маршрута, в том числе спецучастков, требует больших возможностей техники и высокой подготовки спортсменов. Трофи-рейды — весьма опасный вид спорта и хорошо подготовленный, надёжный автомобиль может стать условием не только выигрыша, но и сохранения жизни и здоровья спортсменов. Часто автомобиль, по сути, перестраивают заново — от базовой комплектации не остаётся практически ничего.

 

ДЖИП-СПРИНТ — парная гонка по специально подготовленной замкнутой трассе, обозначенной вешками с обеих сторон. Трасса проходит на естественном природном рельефе и включает в себя резкие повороты, бугры, уклоны, контр-уклоны, колеи и другие естественные препятствия. Трасса не должна содержать участки тяжелого бездорожья (болотные, тяжелые грязевые участки) и должна обеспечивать проходимость автомобиля без применения специального снаряжения.

 

Дисквалификация грозит за:
— выезд за ограждение трассы;
— касание либо наезд
на штангу ограничителя трассы;
— касание либо разрыв
ленты ограждения.

 

Характер, протяженность, конфигурация трассы определяются регламентом соревнований. Задача — показать лучшее время прохождения дистанции.

 

Привязка к району: 
399
3
  • этимребятам устроиться бы в какую нибудь дорожно строительную организацию или строить дороги для лесовозов.удовлетворили бы свое желание побарахтаться в грязи по полной
  • Света - есть у нас и дорожники, и лесники)))
  • А дорогу убитую вхлам после ваших покатушек по грязи за собой приберете, вернете в первоначальное состояние?

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.