Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Подсудное чаепитие

№46 (1096) от 20 ноября 2018 г.

В музее «Семёнково» создали цикл мини-спектаклей о быте дореволюционных крестьян.

Традиционные этнографические экспозиции дают представление лишь о «застывшем быте», что имеет мало общего с реалиями жизни современных людей.

В музее «Семёнково» сделали, казалось, невозможное: воссоздали по скупым архивным документам совершенно реальные жизненные ситуации, понятные любому человеку. Как им это удалось — в материале «Премьера».

Из самокритики разгорится пламя

Традиционную народную культуру не критикует только ленивый. То песни поют не те, то сарафаны шьют из шёлка, то пляшут слишком академично. Но всё сводится к одному: всё это имеет мало отношения к реальности и очень далеко от понимания сторонним наблюдателем. Понимают это и музейщики.

«Начиная с XIX века считается, что идеальной этнографической экспозицией считается такая: «Человек только что вышел, а быт остался». Человек, который только что вышел, постоянно оказывается вне нашего рассмотрения. А кто эти люди, всегда остаётся за кадром, вне общего жизненного сценария», — рассказал недавно на одной из научных конференций заведующий научно-экспозиционным отделом музея «Семёнково» Дмитрий Мухин.

Обычно в фокусе внимания оказывается яркая и красочная праздничная культура, и это выводит её из-под представлений об эстетике. Такой подход к этнографии фактически выхолостил культурное наследие, доставшееся нам от деревенской старины. И, действительно, очень часто приходится слышать голоса о том, что традиционные подходы к этнографии мало кому интересны.

 

Лавочники часто были одновременно ростовщиками. На фото — сцена, на которой мужик одалживает гармонь за залог, который стоит втрое дороже. Чтобы вернуть залог обратно, мужику пришлось долго судиться. | Фото из архива музея «Семёнково»

Архив в помощь

Однажды около года тому назад автор этого материала встретил Дмитрия Мухина в областном государственном архиве, когда тот читал огромные пыльные тома материалов дел уездных исправников XIX века. Уездными исправниками называли руководителей полиции в уездах, которые напрямую подчинялись губернаторам. Среди прочего, они наблюдали за общественной безопасностью и за правильным делопроизводством в уездной полиции. «Хочу статью написать, очень интересный материал», — поделился он тогда.

Оказалось, что из скупых строчек полицейских отчётов выросло не только научное исследование, но и интереснейший этнографический проект, аналогов которому не было, по крайней мере, на Вологодчине. Благодаря записанным показаниям крестьян по различным делам удалось восстановить картину жизни совершенно реальных людей, показав, как она была необычна с точки зрения нашего современника.

«В наших архивах сохранились сотни, тысячи крестьянских историй — в судебных делах, в жалобах, в объяснениях, — рассказывает Дмитрий Мухин. — Они рисуют очень интересную картину, которая сильно отличается от того, что мы привыкли понимать под этнографией, и повседневность деревни разворачивается совершенно в другом русле. Мы пытаемся внести личные крестьянские истории в этот процесс, взглянуть на XIX век с другой стороны, показать ситуации, которые происходили в деревне».

Причём мало разобрать текст в документе и переписать его в тетрадку. Нужно, чтобы специалисты переработали его в историю, не искажая исторических реалий. Ведь в делах нет фотографий, исследователь не знает, как в реальности выглядели конкретные исторические интерьеры: обо всё приходится лишь догадываться. С другой стороны, помощником выступают уже существующие экспозиции музея «Семёнково».

В XIX веке проблема долгов порой стояла так же остро, как и сегодня. Чиновники пришли требовать оплату долга по исполнительному листу. | Фото из архива музея «Семёнково»

Мост в сегодня

«Мы решили создать несколько небольших театрализованных постановок, по 10-15 минут, где в центре находятся определённые предметы, в которых представлена история, — рассказывает Дмитрий Мухин. — Она должна не просто заинтересовать посетителя, но и провести параллель с сегодняшним днём. В контексте современности посетители совершенно по-другому реагируют на сюжет. Сейчас у нас написано около тридцати таких зарисовок, которые показывают самые разные неожиданные моменты из жизни наших северных крестьян».

Крестьяне из отдалённых деревень могли оказаться под судом за проступки, которые никак не могли быть предметом рассмотрения цивилизованного уголовного суда. За притеснение родителей могли приговорить к общественным работам, а привычка к праздности могла стать основанием для ареста. Одна из театральных зарисовок основана на истории крестьянки, которая была арестована за то, что каждый день пила чай. За это она получила целую неделю ареста — дикость по современным меркам.

«Вот ещё сюжет из Вологодского уезда, — делится представитель музея. — Сын приходит к матери с просьбой созвать сватов. Выясняется, что мать не против, но предлагает сначала обеспечить ей пропитание. Когда сын пытается объяснить, что у него скоро будет свадьба и денег ни на что другое нет, мать отвечает: «Нет уж, дорогой, мы тебя, разумеется, очень любим, но если ты не станешь платить, мы подадим иск, и ты будешь платить через суд».

Семья осталась без кормильца, после того как взрослого приёмного сына забрали в армию. По закону на него не распространялись льготы по призыву. | Фото из архива музея «Семёнково»

Этот проект ценен не только вовлечением зрителя в изучение истории и конкретной проблематики XIX века. В музее занимаются им уже целый сезон с мая по сентябрь, он закончился с наступлением холодов. Всего прошло около полутора десятков спектаклей, а зрителями стали примерно пятьсот человек.

«Мы предлагаем нашим посетителям сразу после представления ответить на ряд вопросов, — говорит Дмитрий Мухин. — Это позволяет включить посетителя в обсуждение не только исторической, но и современной проблематики. Когда мы к историческому сюжету добавляем современные реалии, этот сюжет становится актуальным, важным и вполне вписывается в предметы. Через это наши посетители лучше понимают историю, о которой мы ведём речь».

Привязка к району: 
234
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 19 сентября' 17 | Как это было

    80 лет назад, 23 сентября 1937 года, была создана Вологодская область.

    175
    0
  • 23 октября' 18 | Как это было

    Многие думают, что Вологодская земля была местом ссылки только революционеров конца XIX — начала XX веков. На самом же деле политически неблагонадёжных отправляли сюда на пятьсот лет раньше.

    216
    0
  • 21 ноября' 18 | Своё — родное

    На Вологодчине прижились самые северные в мире зубры — гиганты массой под тонну, которые жили ещё в те времена, когда царствовали мамонты, а потом чуть не исчезли с лица Земли.

    253
    0
  • 04 мая' 18 | Особый случай

    Удивительное совпадение, вскрывшееся только через 13 лет после окончания Великой Отечественной,  до сих пор не позволяет родственникам узнать судьбу сгинувшего  в водовороте войны солдата

    282
    0
  • 19 апреля' 18 | Как это было

    Сто лет назад большевики учредили военные комиссариаты

    255
    2

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.