Юлия Лаврова

e-mail: nasta71@yandex.ru

Вологжане говорят: те, кто приехал в Вологодскую область и не посетил Вытегорский район, приехал совершенно зря, потому что таких природных красот не встретишь больше нигде

Порт пяти морей

№19 (1069) от 15 мая 2018 г.

Деревня Вянги в 1773 году указом Екатерины II была преобразована в город Вытегра. | Фото с сайта wikimapia.org

Водной гладью Онежского озера можно полюбоваться с Андома-горы. Здесь навсегда пришвартовалась подводная лодка «Б-440».

На территории Вытегорского района, единственного в Вологодской области, шли бои, и до сих пор поисковики находят в лесах останки солдат, гильзы и гранаты.

Петровская идея

По историческим меркам Вытегра — достаточно молодой город. Первое упоминание о Вытегорском погосте было сделано только в XVI веке, когда Вологда уже слыла большим торгово-промышленным центром. Название Вытегра пришло от финно-угорских племен, и в современном переводе означает озерная река. Первое поселение, которое возникло на реке Вытегре, называлось Вянгинская пристань. Оно упоминается в письменных источниках 1710 года. Здесь был перевалочный пункт волока от Рыбинска к Санкт-Петербургу. С 1710 года стала известна деревня Вянги, которая в 1773 году указом Екатерины II была преобразована в город Вытегра.

По указу Петра I в 1710 году шотландский инженер Джон Перри произвел изыскания на водоразделе между Онежским и Белым озерами и составил проекты будущего канала, который должен был снабжать Петербург продовольствием и товарами из цент­ральной России. В 1711 году Петр лично приехал сюда, выбирая трассу будущего канала. В 1715 году выше Вянгинской пристани построили судоверфь, которая функционировала до 1847 года.

Петровская идея канала реализовалась лишь столетие спустя. В 1799 году началось строительство Вытегорского, или Мариинского канала, соединившего Вытегру с рекой Ковжей, впадающей в Белое озеро. Официально судоходство началось по нему 21 июля 1810 года.

В Вытегре до наших дней сохранились остатки деревянного шлюза старого Мариинского канала.

Свое название система получила в честь императрицы Марии Федоровны, супруги императора Павла.

Вытегра быстро росла, появились полотняно-парусные мануфактуры, судоверфь, красильни, кирпичные и свечные заводы. Было даже предложение сделать Вытегру центром Олонецкой губернии.

Андома-гора — красивейшее место. | Фото с сайта soc-life.ru

В Отечественную войну 1812 года в Вытегру на 22 судах были вывезены из императорского Эрмитажа и кабинета Его Величества ценные вещи и драгоценности. В августе 1882 года началось строительство Ново-Мариинского канала, который прошел северо-восточнее старого. До 1917 года в Вытегре находилась администрация Мариинской системы.

Огневой рубеж

После строительства железной дороги значимость водных путей стала падать и к началу XX века Вытегра превратилась в тихий уездный город и одно из мест ссылки политзаключенных.

Новый этап в развитии Вытегры наступил после завершения строительства Волго-Балтийского канала, ставшего преемником Мариинской системы. Работы по усовершенствованию Мариинской системы начались лишь в 1940 году, были прерваны в годы Великой Отечественной войны и возобновились только в 1950 году.

В мае 1961 года закончилось строительство на Вытегорском и Белоусовском гидроузлах. Все шлюзы, кроме Пахомовского, были стандартизированы по конструкции и высоте — 13,5 метра. В июне 1964 года Волго-Балтийский путь полностью сдали в эксплуатацию.

Памятник участникам Оштинской обороны. | Фото с сайта wikimedia.org

В мае 1961 года закончилось строительство на Вытегорском и Белоусовском гидроузлах. Все шлюзы, кроме Пахомовского, были стандартизированы по конструкции и высоте — 13,5 метра. В июне 1964 года Волго-Балтийский путь полностью сдали в эксплуатацию.

В годы Великой Отечественной войны единственным местом Вологодчины, где шли бои, стало маленькое село Ошта в Вытегорском районе.

Там до сих пор нет Вечного огня, но есть братская могила и воинский мемориал, где выбиты более тысячи фамилий защитников Оштинского рубежа. Останки солдат в братскую могилу под Оштой стали переносить в 60-х годах. Только в 2016 году вологодские и вытегорские поисковики нашли останки 10 человек. Сейчас в Оште идёт создание музея под открытым небом — реконструируют участок линии обороны.

На вечной стоянке

Если говорить о музеях, то в маленькой Вытегре их несколько, но главный, ради которого сюда обязательно стоит приехать, — это, конечно, музей подводной лодки. Таких музеев, где экспозиция воплотила в себе реалии подводной жизни в России — единицы.

Музей «Подводная лодка Б-440». | Фото с сайта brodyaga.ru

Музей «Подводная лодка Б-440» находится в Вытегорском водохранилище, неподалеку от Речного вокзала Вытегры. Субмарина Б-440 была заложена 1 июня 1970 года на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Ее спустили на воду через три с половиной месяца, а 4 месяца спустя она вошла в состав легендарной 4-й эскадры ПЛ КСФ, совершила ряд дальних походов в Средиземное море и Атлантику. В начале 2000-х лодка стала музеем и была установлена на вечную стоянку в Вытегре.

Еще один замечательный музей называется «Водные пути Севера» и посвящен строительству и эксплуатации Мариинской системы, перестроенной впоследствии в Волго-Балт. Музей располагается в деревянном здании бывшей гидроэлектростанции.
Помимо музеев, Вытегра славится своими достопримечательностями. Сохранились деревянные и каменные дома XIX — начала XX веков, остатки старой Мариинской водной системы, а также памятники советского времени.

Привязка к району: 
206
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.