Алексей Кудряшов

e-mail: alex-kudr@mail.ru

Посадку не разрешаю!

№32 (1082) от 14 августа 2018 г.

Цветной снимок немецкого гидросамолета «Арадо Ar.196», который производился в 1938-1944 годах. | Фото с сайта waralbum.ru

Во время Великой Отечественной войны в далеких от фронтов северных регионах Советского Союза была создана сеть секретных аэродромов Люфтваффе. Особенно интересовали фашистов дремучие леса Архангельской и Вологодской областей.

Даже сейчас наличие немецких авиабаз в российской глубинке представляется фантастикой, но находки поисковиков говорят об обратном.

Как минимум четыре секретных аэродрома уже обнаружено. Правда, лишь в Архангельской области — вологодские леса по-прежнему хранят свои тайны...

Эти регионы до сих пор малонаселенные, глухие чащи перемежаются с непроходимыми болотами и пустошами. В те годы спрятать там аэродром не составляло особого труда, да так спрятать, что даже сегодня, располагая специальной техникой и спутниковой фотосъемкой, разыскать их следы не так-то просто.

Расстрелянные призраками

Ранним утром 5 ноября 1942 года с аэродрома «Ягодник», что под Архангельском, взлетели два истребителя Пе-3 лейтенантов Александра Устименко и Виктора Горбунцова. До определенной точки маршрута с экипажами из соображений секретности даже не поддерживалась радиосвязь. Но когда ее установили, то почти сразу же она прервалась — навсегда...

46 лет тайна исчезновения двух боевых самолетов оставалась неразгаданной.

Лишь летом 1988 года в ходе экспедиции группы «Поиск» в районе Окулова озера были найдены обломки Пе-3 №40415 и останки трех летчиков — экипаж лейтенанта Александра Устименко.

Оба борта самолета были иссечены пробоинами, причем необычно крупного диаметра — не меньше 30 миллиметров. Но кто же так далеко от передовой мог изрешетить пушечно-пулеметным огнем один из лучших советских самолетов? Немецкие истребители? Но их ресурсов не хватило бы на такой дальний полет. Откуда же они взялись в глубоком советском тылу?

Неужели у немцев была возможность длительное время ожидать появления в контролируемом районе советских самолетов и затем из засады внезапно атаковать их?

Для проверки этой версии в июле 1989 года произвели аэрофотосъемку и близ Окулова озера обнаружили заброшенную удлиненную площадку, напоминавшую... аэродром. Обследование подтвердило, что это действительно взлетно-посадочная полоса, покрытая пластинами рурской стали. Были найдены полуразвалившиеся жилые постройки, сооружения для обслуживания боевой техники. Позже геологи рассказали, что в том районе находили бочки из-под горючего, в маркировке которых имелась свастика...

Эта история приведена в книге М.Зефирова, Н.Баженова и Д.Дегтева «Самолеты-призраки Третьего Рейха. Секретные операции Люфтваффе», вышедшей в 2007 году. Интересно, что на этом сенсационные находки не закончились. Тайные аэродромы также были обнаружены у села Мегра, расположенного на побережье Белого моря, в 76 км северо-восточнее городка Верхняя Золотица, у села Погорелец, на берегу Мезенского залива, а также в Лешуконском районе на реке Мезень, в 250 км восточнее Архангельска.

Таким образом, подтвердилось, что в годы войны в малонаселенных северных районах Советского Союза была создана сеть секретных аэродромов Люфтваффе. Понятно, что они не предназначались специально для перехвата Пе-3. Скорее всего, эти двухмоторные истребители просто появились в ненужное время в ненужном месте и стали свидетелями некой тайной операции...

Незваные гости

Секретные аэродромы в первую очередь создавались в интересах диверсионной деятельности. Через Вологодскую и Архангельскую области проходили важнейшие железные дороги, по которым в центральные районы СССР доставлялись ленд-лизовские грузы из портов Мурманска и Архангельска.

В июне 1942 года в окрестностях Вологды и Череповца с самолетов Ju-52 абвером были произведены несколько выбросок групп по 4-12 человек. В их число входили и диверсанты из так называемого учебного полка «Бранденбург», которых высаживали в пустынных районах вдоль железной дороги с целью совершения диверсий. Посты Череповецко-Вологодского дивизионного района противовоздушной обороны только в течение одного этого месяца зафиксировали 38 пролетов самолетов противника в ночное время суток.

В свое время вологодские журналисты Г.Акиньхов и И.Королев довольно подробно изучили тему бесславно закончившейся заброски диверсантов на территорию Вологодчины в годы войны (об этом, например, можно прочитать в документальной книге «По обе стороны фронта», вышедшей в 2002 году). Но никаких следов секретных аэродромов в вологодских лесах так и не было найдено.

А может, искать надо было не в лесах?

Фашистский разведывательно-диверсионный самолет Не-115C-1 на побережье Финского залива, в 9 км юго-восточнее Хельсинки. Снимок сделан 8 октября 1942 года. Через два дня этот гидросамолет был потерян во время неудачной эвакуации диверсионной группы с озера Лача в Архангельской области. | Фото из книги «Самолеты-призраки Третьего Рейха. Секретные операции Люфтваффе»

Концы в воду

Летом 1943 года в Вытегре было неспокойно — за Оштой проходила фронтовая полоса, а в лесах, в нашем тылу, контрразведка засекла работу вражеского радиопередатчика.

Когда перехваченную радиограмму удалось расшифровать, оказалось, что она была адресована в Петрозаводск: «Ожидаем подкрепления. Когда получим? Ждем извозчика в 22-24...» (цитируется по очерку И.Королева «Вытегорское дело»).

Берега местных озер были взяты под особое наблюдение, и не зря. Вскоре над озером Татарским появились четыре немецких истребителя, но, когда им наперехват поднялись наши самолеты, фашисты поспешили ретироваться, не принимая боя. Оказалось, это был отвлекающий маневр: в то же время на Ковжинский залив попытался совершить посадку гидросамолет без опознавательных знаков. К счастью, наши пулеметчики, находившиеся в засаде на берегу, успели дать по нему очередь. Самолет вновь набрал высоту и улетел в направлении Тугаш-озера.

Но и там его поджидали.

...Самолет коснулся воды и резко повернул к берегу. На крыло выскочили трое, прыгнули в резиновую лодку и устремились к берегу. Там-то их и схватили. Это оказались финские разведчики, прибывшие, чтобы эвакуировать прятавшуюся в лесах группу финских же диверсантов...

Нашей контрразведке удалось обезвредить их всех, а когда через некоторое время гидросамолет вновь появился над озером, его уже ждали. Подняться в воздух он не смог и затонул, и лишь почти полвека спустя его останки подняли со дна...

Выходит, на Вологодчине фашисты предпочитали для взлета-посадки лесные озера, а не специально подготовленные полосы? Так вот какие были у них секретные аэродромы в нашей глубинке!

29 секретов

Между тем, согласно данным главного архивиста Вологодского областного архива новейшей политической истории Сергея Цветкова, в годы Великой Отечественной войны на территории Вологодской области для нужд Красной армии было действительно построено 29 аэродромов, из них 16 — в 1942 году. Обустройство аэродромов на Вологодчине велось под кодовым названием «Строительство 100-а». На строительстве работали свыше 25 тысяч колхозников и рабочих.

Знали ли об этом фашисты? Никаких документальных подтверждений этому нет, как нет и достоверных сведений о существовании на Вологодчине немецких аэродромов (если не считать озер).

А может, их и не было никогда?..

482
4
  • Ребята, а вы не обращали внимания, что Огарково стоит на бугру, с которого виден весь город и даже купола Кремля без бинокля? А то что Хартманн - лучший летчик Люфтваффе сидел после войны под Грязовцем? Я общался с одним ветераном, уже давно конечно, но он мне тоже много порассказывал о событиях вблизи Огарково. Живем и ничего не знаем...
  • Ребята, а вы в курсе, что Огарково стоит на бугру, с которого без бинокля видна вся Вологда и даже купола Кремля и Софийского собора? А Хартманн, лучший летчик войны, сбивший более 300 самолетов, сидел после войны под Грязовцем в лагере? Это все не с проста! Я тоже слышал разного рода рассказы о тамошнем аэродроме и полигонах для испытания немецкой техники. Увы, сейчас нам врядли кто-то поведает об этом
  • Немецкий аэродром был в районе поселка Огарково. Там и сейчас остались взлетно-посадочные полосы. Если интересно, я могу провести экскурсию и рассказать что к чему. Я не пьющий и вполне адекватный. Информация достоверная. Кстати, там не только авиабаза была, но вероятно и секретный военный полигон. Проводились танковые маневры и т.д. Вряд ли кто-то поверит, это же будет сенсация. Но я там находил вполне реальные доказательства всего этого - запчасти, военная форма, даже документы. И само расположение дорог, полей и прочего. В общем не знаю, либо молчать, либо начинать изучать всё там.
  • слышал про базу в огарково, похоже на правду, там еще в 70-е нашли немецкий мотоцикл в лесу и много других историй было. сейчас уже наверно не кого распросить
  • Огарково стоит на бугру, с которого видна вся Вологда, съездите и посмотрите, увидите купола Кремля и Софийского собора. После войны немецкий летчик Хартманн сидел в лагере под Грязовцем, это 35 км от Огарково. Там немцам очень удобно было иметь аэродром и полигон, так что это всё не слухи, там действительно еще можно найти кое-что, но странно что никто не ищет. Надо углубить это расследование, тем более тут рядом.
  • на бугру стоит село а места болотисты зато девки хорошы сисисты и жописты)))) а вопще на полях у огаркова точняком был фашиский аеродром дед там рабьотал на торфо-предприятии и расказывал что в войну видели там странные дела в этих местах как раз типа взлеты самолетов но без крестов конешно хрен поймеш что это немецкий и танки видели на поле, думали что это наши они тоже бес крестов и свастик были вот такая фигня была. про мотоцыкл найденый слышал тоже от деда он сам воевал и видел немецкие моцыки с колясками и мол тот найденый в торфяных болотах явно не наш. потом ещо склад там случайно нашли в лесу-вагончик а там форма и документы всё конешно постарело от вермени.. интересно как там щас торф то не добывают уже и все заброшено нахрен.. а там история такая
Похожие статьи
  • 02 мая' 17 | Как это было

    Прокуратурой Вологодской области по личной просьбе митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия реабилитированы три священнослужителя, бывший мировой судья и земский начальник Кирилловского уезда и три местных жителя.

    114
    0
  • 08 ноября' 16 | Как это было

    Спустя 99 лет после Великой Октябрьской революции частично рассекречено хранящееся в архивах ФСБ дело барона, осужденного в Вологде за подготовку побега из послереволюционной России.

    64
    0
  • 22 ноября' 17 | Как это было

    На реконструкцию площади Революции будет потрачена часть средств, выделенных областному центру в рамках проекта «Единой России» «Городская среда».

    391
    0
  • 04 мая' 18 | Особый случай

    Удивительное совпадение, вскрывшееся только через 13 лет после окончания Великой Отечественной,  до сих пор не позволяет родственникам узнать судьбу сгинувшего  в водовороте войны солдата

    251
    0
  • Сын вологодского авиаконструктора, летчик-испытатель Владимир Ильюшин жил между небом и землей и оставил после себя столь яркий след, что до сих пор ходят слухи, будто бы в космос первым слетал именно он.

    145
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.