Превышение и наказание

№39 (1089) от 2 октября 2018 г.

Цены на бензин в России давно уже отнюдь не праздничные... | Фото с сайта region.center

Антимонопольщики наконец-то оштрафовали компанию «Лукойл-Волганефтепродукт» за монопольно высокие цены на бензин.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области оштрафовало компанию «Лукойл-Волганефтепродукт» на 300 тысяч рублей за то, что она, злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке, устанавливала монопольно высокие цены на бензин.

Бензиновый штраф

Антимонопольщики пришли к выводу, что такие цены компания, чья доля на вологодском бензиновом рынке превышает 50%, навязывала автовладельцам минимум трижды: на бензин АИ-95 — в осенне-зимний период 2015-2016 годов, а на бензин АИ-92 — в этот же период и в октябре 2016 года.

В результате оказались ущемлены интересы «неопределенного круга потребителей», то есть практически всех вологодских водителей, приобретавших топливо на «лукойловских» заправках.

«Автомобильные бензины являются товаром, который покупатель не имеет возможности заменить и спрос на который по­стоянно высок, — пояснили в УФАС. — Покупатель автомобильных бензинов в рассматриваемых отношениях является слабой стороной».

Вверх можно, вниз нельзя

С октября 2015 года по январь 2016 года себестоимость бензина АИ-92 снижалась. Однако розничную цену на него компания «Лукойл-Волганефтепродукт» не уменьшила, хотя, уверяют антимонопольщики, обязана была это сделать.

Как следствие, если весной-летом 2015 года рентабельность продаж колебалась в пределах 2%, то в ноябре она вышла на 4%, а в декабре — на 6%. В январе 2016-го рентабельность составляла уже 14%, а в феврале чуть сократилась, но всё еще была весьма приличной — 12%.

Для сравнения: средняя рентабельность крупных и средних организаций России, занимавшихся розничной торговлей моторным топливом, колебалась тогда в пределах 2%.

Аналогичная ситуация произошла в октябре 2016 года с бензином АИ-95: его себестоимость стала снижаться, однако розничная цена осталась неизменной. Благодаря этому прибыль компании до налогообложения, которая в сентябре была отрицательной (-7 рублей убытка с каждой реализованной тонны топлива), стала резко положительной (+3324 рублей на тонну). Но зато, когда в ноябре себестоимость начала увеличиваться, цена моментально пошла вверх.

Проще говоря, каждый раз, когда себестоимость автомобильного топлива росла, повышалась и розничная цена на него. Но если себестоимость уменьшалась, то с ценой ничего не происходило, и она держалась на прежнем уровне. Это позволяло продавцам бензина получать весьма неплохой доход.

Например, в сентябре 2015 года розничная торговая наценка на литр АИ-92 на «лукойловских» АЗС составляла 19%, в нояб­ре — уже 33%, а зимой и вообще подскочила до 48%.

На монопольной высоте

Дело против «Лукойл-Волганефтепродукта» областное УФАС завело еще в январе 2017 года. Была создана специальная комиссия, чьи заседания проводились в закрытом режиме, чтобы не предавать огласке возможные коммерческие тайны компании. При этом комиссию не интересовало, дорого ли стоит бензин или нет, — она анализировала только, есть ли в действиях нефтяников признаки установления антимонопольно высокой цены.

«Необходимо понимать, что цены на бензин не регулируются государством, поэтому мы не можем давать оценку их уровню, — объяснил временно исполняющий обязанности руководителя УФАС по Вологодской области Сергей Осипов. — Цены регулируются рынком и зависят от экономической ситуации в стране и мире».

В итоге члены комиссии пришли к выводу, что минимум в трех случаях компания, имея все возможности снизить розничную цену на бензин, не снижала ее, а, наоборот, удерживала, повышая тем самым свои доходы.

К примеру, если с января по август 2016 года ее прибыль до налогообложения составляла 2 миллиарда 55,5 миллиона руб­лей, то в период с января по октябрь — уже 2 миллиарда 607 миллионов. То есть ежемесячная прибыль выросла с 257 миллионов до 276 миллионов рублей.

«Поддержание ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» розничных цен на одном уровне позволило Обществу увеличить рентабельность продаж автомобильных бензинов марок АИ-92 и АИ-95, — гласит постановление. — Установленные цены превышали сумму необходимых для осуществления данного вида деятельности расходов и прибыли, следовательно, обладают признаками монопольно высокой цены».

Минимум в трех случаях компания, имея все возможности снизить розничную цену на бензин, не снижала ее, а, наоборот, удерживала.

Автомобилисты готовят иски

«Лукойл-Волганефтепродукт» имеет право обжаловать постановление антимонопольщиков в судебном порядке. Ее руководство не согласилось дать «Премьеру» устный комментарий — нас попросили прислать письменный запрос, обещав ответить на него в течение 10 дней.

Между тем ситуацией уже воспользовалась Федерация автомобилистов Вологодской области, которая обратилась ко всем автовладельцам региона с призывом массово предъявлять компании иски о возмещении убытков, которые были понесены в 2015-м и 2016 годах.

«Согласно части 3 статьи 37 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», каждый пострадавший имеет право обратиться в суд с иском о возмещении убытков и вернуть часть стоимости расходов на бензин. Ее расчет производится согласно показателям из решения УФАС в зависимости от конкретного временного периода, — пояснили «Премьеру» в Федерации автомобилистов. — Конечно, шанс получить возмещение убытков наиболее высок у юридических лиц, поскольку они ведут отчетность, и все документы о приобретении бензина у них в наличии. А вот у физических лиц чеки за 2015 и 2016 годы вряд ли сохранились. Такой случай — прецедент в истории, и возможностью обязательно нужно воспользоваться».

Повод для сравнения

В первом полугодии 2018 года цены на бензин АИ-92 и АИ-95 в Вологодской области выросли сразу на 10% — выше, чем в большинстве субъектов Северо-Западного федерального округа. Средняя цена на литр «92-го» в нашем регионе составляет 42 руб­ля 45 копеек, и это тоже один из самых высоких показателей по СЗФО. С АИ-95 чуть получше: он продается в среднем по 44 рубля 53 копейки за литр — дешевле питерского, карельского, калининградского и мурманского «95-го».

В соседней же Ярославской области каждый литр бензина и вообще стоит примерно на два рубля дешевле, чем у нас.

«Вологодскую область некорректно сравнивать с Ярославской, потому что здесь немного другая ситуация, — считает Сергей Осипов. — К нам бензин идет с севера, где добыча и переработка нефти стоят дороже. И у нас нет нефтеперерабатывающих заводов, а в Ярославской области их несколько. Кроме того, с «Лукойлом» там конкурируют «Роснефть», «Татнефть» и «Газпромнефть». Чтобы вологодские цены на бензин были сопоставимы с ярославскими, нам нужно строить свои НПЗ и активнее развивать сеть заправок, принадлежащих другим нефтяным компаниям».

209
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 14 февраля' 17 | Политика

    По инициативе депутатов Законодательного Собрания антимонопольная служба возбудила дело по факту высоких цен на бензин.

    88
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.