Алексей Кудряшов

e-mail: alex-kudr@mail.ru

Пропавшая незнакомка

№29 (1079) от 24 июля 2018 г.

Валерий Яковлевич Брюсов (на снимке он в молодости) не только писал стихи и фантастику, но и слыл известным мистификатором. | Фото с сайта magisteria.ru

После смерти одного из родоначальников русского символизма, поэта и писателя Валерия Брюсова в его архиве обнаружили загадочный набросок, который решились опубликовать лишь полвека спустя. Речь в рукописи шла о странных порядках  на территории нынешней Вологодчины — в деревне под Устюжной

Судя по пометке на черновике, это подлинный монолог молодой крестьянки, записанный автором. Но разве можно поверить в колдунов, домовых и прочую нечисть, о будничных встречах с которой в вологодской глубинке она повествует?..

Набросок, названный «Рассказы Маши, с реки Мологи, под городом Устюжна», при жизни Валерия Брюсова (1873-1924) не печатался и впервые был опуб­ликован только в 1976 году в 85-м томе «Литературного наследства». Текст заметили только специалисты — он упоминается в работах известных филологов Бориса Успенского и Юрия Лотмана. Причем Успенский в «Филологических разысканиях в области славянских древностей» (1982) указывает, что «это, безусловно, подлинный текст, лишь записанный писателем». Скорее всего, такой вывод основывается на пометке, сделанной самим Брюсовым в черновике: «Записано в Новгородской губ., Устюжнинского района на р. Мологе, в 1905 г.».

На самом деле текст небольшого — всего 4 страницы — произведения вызывает много вопросов до сих пор.

Заложница колдунов

«Рассказы...» построены в виде монолога суеверной девушки Маши, которая жалуется неназванной барышне на свою жизнь: «У нас в деревне как худо: и дворовые, и домовые, и баечники-перебаечники. На дворе дворовой живет, а домовой в доме; дворовой с лица, как хозяин, а домовой шерстнатый» (то есть покрыт шерстью. — Прим. авт.).

Вообще, если бы не пометка Брюсова, что эта история записана под Устюжной, россказни Маши можно воспринимать как фольклорные байки, своего рода деревенские сказки-страшилки. Тут у нее все собрано в кучу: и лешие («леший очень худой, это уж самый худой»), и колдуны, и даже русалка, которая, однако, предпочитает не реку Мологу, а... кладбище, где каждую ночь «на камне сидит. Вот сторож церковный, когда ходит к утрене звонить, каждый раз ее видит. Волосы длинные-длинные и расчесывает большим гребнем...»

Но особенно Машу пугают гадалки и колдуны: «А как у нас в деревне худо: колдунов сколько!.. У нас, когда колдун приходит, его пивом угощают, боятся, чтобы он порчи не напустил. Раз колдун у нас ночевал, так я сама слышала, как он с ними говорил. Тятя ему говорит: «Да спи ты, дядя Михайло!» Он говорит: «Я сплю, я сплю». А потом: «Срубите елок, срубите елок». А они говорят часто-часто и плохо-непонятно, густым голосом и много раз одно и то же слово повторяют...»

По словам Маши, «у нас в деревне худо, все браниться любят, а браниться очень худо. Скажут кому: «Ну тебя к лешему» или черта помянут, он тогда и унесет, пойдет ли кто на овин или на поле, человек ли, конь ли, корова ли...» А еще Машу беспокоит, что молодежь на святки повадилась крестики нательные снимать и призывать всякую нечисть...

Такая вот история. Сказки? Или имеются в виду диковинные порядки в конкретной устюженской деревне? Попробуем разобраться.

Маша, да не наша

Начнем с того, что, судя по тексту, Маша рассказывает свои былички (так этот жанр называется в фольклоре) отнюдь не под Устюжной, а... в Ярославле. Выходит, Брюсов вводит нас в заблуждение пометкой на черновике?

Попробуем подойти с другой стороны: а был ли основоположник русского символизма под Устюжной? Почти всю жизнь он вел подробные дневники, но по странному стечению обстоятельств за интересующий нас период — 1905 год — практически никаких записей не сохранилось, автор их уничтожил. Если же углубиться в его биографию, то обнаружим, что в начале этого года Брюсов отдыхал в Финляндии, а затем был плотно занят в Москве работой над своим любимым детищем — журналом «Весы». Когда же он успел навестить Устюжну?

Том «Литературного наследства», где впервые увидели свет «Рассказы Маши...» | Фото с сайта gornitsa.ru

В обширной переписке Брюсова тоже не находим ни малейшего намека. Известно, что он поддерживал контакты со ссыльными литераторами, обосновавшимися в Вологде. В газете «Красный Север» от 25 декабря 1988 года было опубликовано письмо Брюсова к Ивану Каляеву от 17 августа 1903 года. Откликаясь на присланные стихи, Брюсов упрекает вологжан: «Жаль только, что Вы пренебрегли северными темами и сюжетами. Как у вас в Вологде? Немало писем получаю из города, в который Вас сослали, но местного колорита литераторам явно недостает!»

Не являются ли «Рассказы Маши...» как раз такой литературной попыткой преподать свое­образный урок вологжанам, как надо относиться к «северным темам»? Загадка.

Сестра «Ревизора»?

Филологи по-прежнему спорят, что скрывается за неоднозначным «устюженским» текстом Брюсова. До сих пор не установлено, а была ли вообще эта Маша.
Сомнения не беспочвенны. Как известно, Брюсов любил мистификации. Так, например, при издании альманаха «Русские символисты» Брюсов, выступавший в роли его мецената и издателя, воспользовался псевдонимом «В.А. Маслов». Более того: среди участников альманаха есть не только реальные поэты, но и «мертвые души», придуманные Брюсовым. Кроме того, у Брюсова уже встречались примеры фольклорной стилизации: в вышедший в 1903 году сборник включен опыт подражания народной песне («Фабричная»)...

В 2008 году в журнале «Русский язык в школе» было опубликовано любопытное исследование кандидата филологических наук Анны Грязновой, в котором она попыталась проанализировать стилистику и словарный состав «Рассказов Маши...» Вывод обескураживающий: в тексте нет обязательной для этнографической записи отсылки рассказчика к собственной судьбе и вообще к географии описываемых событий!

«У внимательного читателя возникает чувство, будто автор намеренно выстраивает текст так, чтобы он вызывал двойственное ощущение: то ли это суе­верная крестьянская девушка рассказывает страшные истории, то ли писатель-мистификатор разыграл доверчивого читателя, выдав стилизацию за фольклорный текст», — заключает Анна Грязнова, склоняясь все-таки к мысли, что перед нами — стилизация под этнографическую запись, выдумка автора. Не случайно исследование названо «Этнографическая фантастика В.Я. Брюсова». Да и в современных сборниках Брюсова «Рассказы Маши...» печатаются хоть и редко, но обязательно в разделе мистических или фантастических его произведений.

Но зачем писателю надо было вводить в заблуждение кого-либо, если набросок даже не предназначался для публикации? Или это была подготовительная работа к чему-то более значительному?..

И причем здесь, наконец, Устюжна?

А может, «поселив» нечисть на реке Мологе, Брюсов недву­смысленно дал понять, что это все розыгрыш? Ведь в сознании читающей публики Устюжна ассоциируется прежде всего с подаренным Пушкиным Гоголю сюжетом о ревизоре...

Привязка к району: 
307
1
  • Интересно, но при Брюсове Устюжна с Ревизором не ассоциировалась, это литературное открытие было сделано позднее. Скорее Куприн мог в питерских литературных кругах рассказывать о поверьях устюженских, по моему мнению.
Похожие статьи
  • 15 августа' 17 | Среда обитания

    Бывшего главу Устюжны оправдали в областном суде.

    75
    0
  • 21 мая' 18 | Своё — родное

    На западе Вологодчины есть район, который сейчас можно смело отнести к категории тихих и провинциальных. Однако еще несколько веков назад он считался крупнейшим промышленным центром Российского государства, а по количеству производимого оружия не уступал знаменитой Туле

    230
    0
  • 02 мая' 17 | Громкое дело

    За вырубку деревьев для парковки в центре Устюжны главе города дали два года условно.

    37
    0
  • 12 сентября' 17 | Экономика

    Устюженский АПК может заработать уже на этой неделе.

    247
    0
  • 13 июня' 17 | Происшествия

    Чтобы не потерять работу, жительница Устюжны спрятала новорожденного ребенка в... ящик с газовыми баллонами.

    58
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.