Марина Чернова

e-mail: marinapremier2016@yandex.ru

Информация о возможной блокировке банковских карт из-за подозрительных переводов вызвала ажиотаж у вологжан

Против блока есть приёмы

№10 (1060) от 13 марта 2018 г.

Непонятная ситуация с блокировкой карт — стресс для клиента. | Фото с сайта newsroom.su

С начала января 2018 года Интернет переполнен «страшилками» о блокировке банковских карт.

Один из постов был посвящен россиянину Сергею Буднику, который в 2015 году перевел 56 миллионов рублей со счета жены на свой счет из одного банка в другой. На следующий день после перевода Будник попробовал забрать деньги, но у него потребовали документы, подтверждающие происхождение миллионов.

Как пишет «Коммерсант», мужчина документы предоставлять не стал. Он открыл в банке несколько срочных вкладов и перевел на них деньги. Когда срок действия вкладов подошел к концу, средства вкладчику все равно не отдали. Тогда он обратился в суд с требованием вернуть депозиты, проценты по ним, а также неустойку.

Суды всех инстанций встали на сторону банка. Представители финансового учреждения настаивали в суде: нет законодательной нормы, которая обязывает банк выдавать деньги в той форме, в которой запросил клиент. Как считают финансовые аналитики и юристы, своим решением Верховный суд РФ создал прецедент, позволяющий всем банкам точно так же отказывать клиентам в выдаче вкладов. Под ударом оказались работники многочисленных организаций, которые предпочитают работать «в тени», представители малого бизнеса и все те, кому нечего предоставить для основания перевода.

17 лет борьбы с «обналом»

До решения Верховного суда в отношении Будника, как говорят аналитики, все было просто: отказать клиенту в выдаче денежных средств по окончании срока вклада кредитное учреждение не могло. Иначе действия подпадали под действие статьи 395 ГК РФ, предусматривающей не только обязательный возврат удержанных средств, но и штрафные санкции в виде уплаты процентов.

Если же операции клиента имели подозрительный характер и подпадали под действие ФЗ 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем», все банки должны предоставить информацию в федеральную службу по финансовому мониторингу и в другие конт­ролирующие органы.

115-ФЗ, или, как его называют банкиры, ПОД/ФТ (по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма) в этом году исполнится 17 лет. Однако право закрывать счета подозрительным клиентам банки получили сравнительно недавно — с 2013 года. С тех пор банки применяют это право, а клиенты — активно судятся с ними.

Изначально федеральный закон был нацелен на противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма, но, как опасаются юристы, банки могут использовать закон для получения полулегального способа отказа клиенту. Когда человек совершает подозрительные операции, банк может приостановить удалённый доступ к счёту и потребовать объяснений. Деньги остаются на счёте клиента. Как только банк убедится, что всё легально, доступ восстанавливается.

Например, когда вологжанке Елене Тихоновой одно из итальянских кафе должно было вернуть несколько тысяч рублей, снятые с карты по ошибке, по непонятной причине банк медлил с зачислением денег. Средства поступили на карту только после обращения клиентки в офис учреждения.

Под подозрением

Список критериев сомнительных операций можно найти в перечне положения Центробанка. Полный список есть в Положении ЦБ РФ №375-П, на странице 41. Под ударом — «обнальщики», которые за процент проводят через свои счета безналичные деньги, превращают их в наличные, снимая в банкоматах, а также компании, которые переводят деньги на счета фирм, созданных для ухода для налогов.

Информация о подозрительных клиентах попадает в единый список, которым пользуются все банки. Это делается для того, чтобы «отказник» не мог просто уйти в другой банк и там продолжать отмывать деньги.

Иногда случается, что под подозрение попадает вполне добросовестный клиент. Это решается довольно просто: достаточно объяснить банку, откуда взялись деньги, и доступ к счёту восстанавливается. Предпринимателям банки советуют не только хранить все документы, но и зарегистрироваться как ИП и оформить бизнес-карты.

Довольно сложно придется людям, которые пытаются продать квартиру. Например, человек продает жилье за 4 миллиона рублей. Если квартира в собственности меньше 5 лет, с этой суммы нужно будет заплатить налог. Чтобы его не платить, можно указать в договоре, что квартира продана за 1 миллион.

Но тогда происхождение 3 миллионов продавец не сможет подтвердить документально.

«Возвращаю долг»

Официально под подозрение подпадают переводы от 600 тысяч рублей, но на самом деле многие банки начинают присматриваться к регулярным (примерно раз в неделю) поступлениям на счет физлиц сумм около 30 тысяч рублей.

Владельцы вологодских интернет-магазинов и групп в соц­сетях уже отреагировали на придирчивость банковских аналитиков. Они стали просить клиентов писать в сообщении при переводе средств «Возвращаю долг», так как банки требуют подробно указывать назначение платежей.

Что же делать всем, кто уже попал или попадет в подобную ситуацию? Специалисты советуют перевести деньги безналичным переводом в другое кредитное учреждение и снять там наличные. Правда, при этом клиент понесет определенные расходы. В отдельных банках подобные комиссии могут составлять до 25% от суммы транзакции.

Еще один вариант — судебный процесс с банком, которого не нужно бояться. Как сообщает издание «Финверсия», в большинстве случаев в таких ситуациях суды встают на сторону клиентов. Об этом говорили на недавнем круглом столе, который организовала ассоциация российских банков и институт государства и права РАН. Как говорят юристы, есть примеры, когда клиенту удаётся убедить суд, что блокировка канала удаленного доступа и блокировка счета — не одно и то же, суд встает на сторону клиента и блокировка не лишает его доступа к своему счёту.

комментарий

Пресс-служба ПАО «Сбербанк» в Вологодской области:

 

— Каждый случай индивидуален, поэтому наши эксперты изучают все ситуации. В этой связи мы рекомендуем клиентам всегда сотрудничать с банком по возникающим вопросам и возвращаться с пояснениями и документами в банк. Если ваш счет заблокировали, рекомендуем позвонить по телефону горячей линии или обратиться в любой офис банка.

 

584
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.