Марина Чернова

e-mail: marinapremier2016@yandex.ru

Главная героиня спектакля областного драмтеатра «Жанна» заставляет зрителей вспомнить, что все мы — родом из 90-х

Расплата за одиночество

№7 (1057) от 20 февраля 2018 г.

Артиста Данила Багарякова, который недавно окончил институт в Перми, режиссер спектакля принял в труппу, чтобы поставить спектакль «Жанна».

Лестница, ведущая в спальню. Пушистый белый ковер. Обстановка двухуровневой квартиры намекает, что жизнь ее обладательницы удалась. И вот появляется она — королева оптовой торговли продуктами Жанна.

Ее история похожа на сотни судеб российских предпринимательниц, которые сделали себя сами. У нашей дамы — молодой любовник, жизнь — полная чаша, и все, казалось бы, что ей нужно сейчас, — брать от жизни и окружающих людей то, что хочется. Но неожиданно парень уходит от Жанны к беременной от него девушке. И Жанна начинает мстить. Она жаждет крови за то, что ее бросили.

Хищница и другие

Жанна в исполнении актрисы драмтеатра Оксаны Киселевой необычайно хороша. И хотя сама Оксана признается, что образ жесткой бизнесвумен очень далек от ее природы, роль получилась завораживающей. Размах военных действий такой, что зрители вжимаются в стулья на малой сцене от ужаса. Оксана, как богиня войны, готова обрушиться на непослушного возлюбленного со всей строгостью, накопленной за годы предпринимательства.

Перед нами проходят образы, которые всем отлично знакомы. Вот расчетливая девчушка (Ирина Полозова), которая выбралась из деревни в город и решила пустить корни, забеременев. Рядом с ней — такой же деревенский парнишка (Данил Багаряков), стремившийся к деньгам во что бы то ни стало. Его выбор — постель Жанны, но он пытается построить собственную жизнь, и зрители — на его стороне.

Подчиненные Жанны, которых играют Полина Бычкова и Анастасия Федотова, очень уморительны в желании повиноваться боссу. Шквал аплодисментов сорвал актер Максим Юлин, сыгравший бизнес-партнера Жанны, исступленно повторяя имя маленькой дочурки и возвращая публику к истинным ценностям. «Это просто отец года», — одобрительно шептали зрители.

К самой себе Жанну пытается вернуть и пожилая женщина, которую играет Светлана Трубина. Но сердце главной героини не так просто растопить…

Интересно, что хищная улыбка и стеклянный взгляд Жанны заставляли зрителей надеяться, что все это — лишь маска. Сами от себя не ожидая этого, люди начинают сочувствовать героине. Жанна, брошенная, одинокая женщина, которая всю себя отдала бизнесу, не отвлекаясь на рождение ребенка, терзает бывшего бойфренда из-за горечи и страха одиночества. Но спектакль, поставленный худруком театра Зурабом Нанобашвили, с каждой новой мизансценой меняет восприятие ситуации. Только что сложившаяся картинка рассыпается, как в калейдоскопе…

Кажущаяся комедия положений превращается в мелодраму, а затем и вовсе в историю, в которой отчаянно хочется хеппи-энда. Сможет ли женщина, которая всю себя отдала выживанию в 90-е годы, преодолеть свои комплексы и наполнить жизнь настоящим?

Как отметили зрители, обращение театра к малой сцене позволяет увидеть игру артистов.

Сбросим маски

Как пишет критик Павел Руднев о пьесе «Жанна», невозможно предъявить счет прошлому, которое тихой сапой сделало тебя уродом. Что и говорить, времена распада страны отпечатались в судьбах практически всех семей невыплатами зарплаты, вынуж­денной сменой работы, попытки заработать челночничеством… Все сделали свой выбор. И спектакль «Жанна» напоминает, чем может закончиться жизнь ради денег и стабильности, когда не о ком заботиться и когда уже больше не с кем сражаться.

Как отметили писатели, поэты, журналисты, первые зрители спектакля и театроведы, «Жанна» никого не оставила равнодушным. Эмоции зашкаливали — от презрения до жалости, от смеха до слез.

Как говорит режиссер спектакля Зураб Нанобашвили, люди должны находить смысл жизни в чем-то: «В каждом человеке есть свое зерно: кто-то служитель, кто-то проповедник, кто-то раб работы… Даже в нашем скверном мире мы должны пожалеть, посочувствовать».

Зураб Нанобашвили, режиссер спектакля, говорит: «Я на­деюсь, что зрители поверят в эту историю. Я застал 90-е. В 1995 году у нас в Грузии пропало все — свет, который давали на полчаса. Пропал газ, и мы грелись на буржуйках, я возил дрова, чтобы растопить печку. Я нес их на спине с дачи 11 километров до трассы, чтобы поймать попутку. Пропал хлеб, и мы писали номера на руке, чтобы стоять в очереди за 600 граммами теста. А мама моя обрезала свои красивые ногти, чтобы было удобнее печь хлеб».

У пьесы «Жанна» Ярославы Пулинович — несколько концовок, и вологодский драмтеатр согласовал с драматургом определенный финал, который станет для зрителей сюрпризом.

«Мы многое изменили в пьесе, убрали все то, что вызвало бы отстранение, например, сцены с матом. Осталось главное, — рассказывает Зураб Анзорович. — Я выбрал эту пьесу несколько лет назад, когда впервые прочел в «Современной драматургии». Для меня здесь была внятно выписана мысль — о ребенке, о нашей жизни, которая не была идеализирована. Мне показалось, что всему этому можно придать коварный характер, визуально интересный и глубокий, чтобы этот спектакль можно было смотреть снова и снова».

393
0
Похожие статьи
  • 29 августа' 17 | Культура

    Вологодский областной драматический театр открывает новый театральный сезон в начале сентября. На первые спектакли билеты уже не достать!

    83
    0
  • 23 мая' 17 | Культура

    Новый спектакль Вологодского драматического театра «Один день из жизни сумасшедшего» предлагает зрителям почувствовать, что происходит с человеком, который не может смириться с реальностью.

    44
    0
  • 08 июня' 18 | Скандалы

    Скандальная история с художественным руководителем областного драмтеатра Зурабом Нанобашвили завершилась  его отставкой. 8 июня областной Департамент культуры,  как учредитель театра, расторг с ним трудовой договор

    1734
    0
  • 05 июня' 18 | Особый случай

    Художественный руководитель Вологодского областного драматического театра, трижды лауреат Государственной премии Вологодской области, обладатель почетного знака «За заслуги перед Вологдой» и ордена Дружбы, заслуженный артист России Зураб Нанобашвили оказался замешан в громком сексуальном скандале.

    1920
    3
  • 15 ноября' 16 | Культура

    Джазовая премьера вологодского драматического театра «Пули над Бродвеем» доказала: кто платит, тот музыку и заказывает.

    38
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.