Юлия Лаврова

e-mail: nasta71@yandex.ru

Норматив торговых площадей в Вологодской области уже превышен в 3,2 раза, но ретейлеры продолжают развитие

Сетевое наступление

№8 (1058) от 27 февраля 2018 г.

Первый в регионе строительный гипермаркет под брендом «Леруа Мерлен» планируют открыть в Череповце в июне 2018 года. Уже идет набор персонала.

Уже заявила о планах строительства новых супермаркетов региональная сеть «Макси». Летом 2018 года открывают свои мегамаркеты «Ашан» и «Леруа Мерлен».

Структура расходов

В январе Центробанк отрапортовал: инфляция в стране в 2017 году составила всего 2,5% — абсолютный рекорд за всю историю новой России.

На что вологжане расходуют средства, посчитал Вологдастат. 52,2% от всех доходов мы тратим на покупку товаров, в основном на продукты. 16,2% на оплату услуг — это рестораны и кафе, парикмахерские, кино и театры, занятия спортом. Чуть меньше — 13,1% составляют обязательные платежи: коммунальные услуги, взносы по процентам за кредит, оплата детского сада. Только 6,2% средств вологжанам удается направить на личные сбережения.

С учетом того, что средняя заработная плата по Вологодской области по итогам 2017 года зафиксирована на отметке 31217 рублей, получается, что вологжанин «проедает» больше 16 тысяч рублей в месяц и больше 4 тысяч рублей отдает коммунальщикам и банкам. На самом деле это очень «лукавые» цифры, потому что официальная статистика не учитывает, например, «добровольные» взносы в детских садах и школах, штрафы ГИБДД, оплату пеней по долгам и другие расходы, существенно опустошающие кошельки. Например, 21 февраля Центр стратегических разработок под руководством бывшего министра финансов Алексея Кудрина опубликовал отчет со ссылкой на мониторинг Высшей школы экономики. В нем указано, что порядка 15% россиян в 2016 году доплатили за гарантированную медицинскую помощь и эти средства точно не учитывались статистикой, а ушли в «серый» сектор экономики.

На фоне этого торговые сети не сокращают, а наоборот, наращивают свое присутствие на рынке.

Выньте деньги из карманов

В 2016 году оборот розничной торговли в Вологодской области составил 157 миллиардов рублей, снизившись на 7% по сравнению с 2015 годом. Треть опрошенных Вологдастатом руководителей торговых организаций спрогнозировали дальнейшее снижение оборота розничной торговли и прибыли в 2017 году. Но по итогам 2017 года оборот розничной торговли в Вологодской области, наоборот, увеличился на 4,5% и составил 173,3 миллиарда рублей. При этом никакого реального роста доходов населения не произошло. Зато мы стали тратить на продукты питания больше на 4,2%. На покупку непродовольственных товаров увеличили расходы еще на 4,6%, и торговые сети активно этому способствуют. По данным департамента экономического развития администрации Вологды, только в областной столице торговые площади за последние 7 лет увеличились на 40%. По данным на 1 января 2018 года, в Вологде работало 1699 магазинов.

Как пояснил «Премьеру» начальник отдела торговли департамента экономического развития администрации Вологды Александр Шумилов, на сегодняшний день обеспеченность населения торговыми площадями составляет 1710 кв.м на 1 тысячу человек,  что в 3,2 раза превышает норму.  При нормативе расчета потребности в современных торговых площадях в 525 кв. м на 1 тысячу человек в Вологде на сегодняшний день ее уже 546,7 кв. м. При этом ретейл не останавливается и продолжает борьбу за потребителя.

«Монстры» идут

На территории Вологодской области сейчас работают такие федералы, как «Лента» (принадлежит компании «Lenta Ltd», зарегистрированной на Британских Виргинских островах), «Дикси» (принадлежит табачному холдингу ГК «Меркурий», контролируется предпринимателем Игорем Кесаевым), «Магнит» (принадлежит банку ВТБ), «Пятерочка» (принадлежит «X5 Retail Group», зарегистрированной в Нидерландах), «Метро» (принадлежит компании «Metro Group», основанной семьями немецких предпринимателей Ханиель и Шмидт-Рутенбек).

Из них две сети — «Магнит» и «Пятерочка» — ежегодно открывают новые торговые точки. На сегодняшний день в Вологодской области работает порядка 150 магазинов «Магнит», из которых 82 находятся в Вологде. Еще 100 торговых точек функционируют под вывеской «Пятерочка». Из них 32 — в областной столице.

 

«Магнит» занял в Вологде формат магазинов в шаговой доступности «У дома», вытеснив местный бизнес.

«В 2018 году планируется открытие еще 40 магазинов под брендом «Пятерочка», — рассказал «Премьеру» представитель компании Михаил Богданов. — 20 в Череповце и столько же в Вологде. Если в Вологде мы занимаем порядка 20% рынка, то в Череповце не более 7%. Конечно, перед тем, как принимать решение об открытии магазина, проводим расчеты. Вообще, мы планируем и дальше развиваться, поскольку видим перспективу роста».

Между тем в Вологду «заходит» еще один мощный игрок. В июне 2018-го в ТРЦ «РИО» появится ретейлер «Ашан». Официальное заявление об этом было сделано на открытии «Ашана» в Белгороде в ноябре 2017 года.

«Гипермаркет торговой площадью 5,8 тысячи квадратных метров станет якорным арендатором торгово-развлекательного центра «Рио», — заявил ретейлер. Номинально «Ашан» является главным структурным подразделением французской семейной корпорации «Ассоциация семьи Мюлье». Штаб-квартира компании расположена в городе Круа. С 2011 по 2016 год на торговых площадях, которые займет «Ашан», располагался «Наш гипермаркет» группы компаний «Седьмой континент», однако в 2016 году по решению нового гендиректора «Седьмого континента» Анатолия Подлесова сеть гипермаркетов была сокращена. Вологда попала в число неэффективных.

Гипермаркеты сети «Ашан» уже не первый раз пытаются «застолбить» себе место на торговом рынке Вологодчины. | Фото с сайта tpm-group.ru

Еще одним, правда, на этот раз строительным гипермаркетом, открытие которого намечено на июнь 2018 года, станет «Леруа Мерлен». Первый в регионе гипермаркет под этим брендом откроют в Череповце. Сеть «Леруа Мерлен» с 1980 года принадлежит «Ассоциации семьи Мюлье», которая владеет и брендом «Ашан». Уже объявлен набор сотрудников в новый гипермаркет в Череповце.

Как стало известно нашей газете, вскоре второй такой гипермаркет может появиться и в Вологде.

«Компания действительно вела переговоры о приобретении земельного участка именно в Вологде, — рассказал заместитель мэра города Антон Мусихин. — В Вологде большой железнодорожный и автотранспортный узлы. Это делает наш город привлекательным для строительства любого логистического и торгового центра, поскольку не возникнет проблем ни с доставкой, ни с отправлением грузов практически в любую точку страны».

Не отстаём

Региональные торговые сети тоже планируют развитие.

Как пояснили «Премьеру» в департаменте экономики Администрации города, у нас четыре собственных торговых сети. Это вологодские «Золотой ключик» — 5 магазинов, «Вологодская корзинка» — 8 магазинов, сеть «Аллея» — 18 магазинов и региональная сеть «Макси», которая уже спрогнозировала открытие сразу нескольких торговых точек на территории области в 2018 году.

«В Вологде уже открыт второй по счету гипермаркет, — поясняет начальник отдела общественных связей компании «Макси» Татьяна Шепелина. — Мы продолжим развитие. В 2018 году «Макси» намерена открыть в Вологде 4 новых супермаркета и 1 гипермаркет, в Череповце у нас сейчас 5 магазинов — 3 гипермаркета и 2 супермаркета. В 2018 году мы намерены открыть в городе металлургов еще 2 новых супермаркета.  Кроме того, сейчас идет строительство еще одного, третьего по счету гипермаркета в городе на Шексне».

Самый крупный магазин торговой сети «Макси» в Вологодской области открыт на улице Северной в областном центре.

Сейчас в Вологде работает 20 магазинов под брендом «Макси». Интересно, что компания строит торговые точки не только в новых микрорайонах, но и активно осваивает старую застройку. «Премьер» уже сообщал, что первых из запланированных в 2018 году супермаркетов «Макси» будет построен на пересечении улиц Пролетарской и Октябрьской на месте снесенной в феврале этого года столовой завода ВРЗ.

2018 году «Макси» намерена открыть в Вологде 4 новых супермаркета и 1 гипермаркет, в Череповце у нас сейчас 5 магазинов - 3 гипермаркета и 2супермаркета. В 2018 году мы намерены открыть в городе металлургов еще 2 новых супермаркета.

«Открытие новых ТРЦ на территории Вологодской области мы не планируем, — пояснила Татьяна Шепелина. — Этот формат компания развивает в других российских регионах».

Умереть последним

«Торговые сети не могут остановиться, — поясняет кандидат экономических наук Константин Задумкин. — У ретейла есть определенные нормативы по доходности, а «федералы» еще и торгуются на бирже, поэтому если еще несколько лет назад крупные игроки заявляли, что региональные столицы с населением в 300 тысяч человек их не интересуют, то сегодня они идут и сюда для завоевания рынка».

Вопрос экспансии торговых сетей не раз поднимался и на уровне местных товаропроизводителей, и в правительстве области.

«Ситуация не меняется, сколько бы мы об этом не кричали, — говорит заместитель генерального директора ЗАО «Вологодский хлебокомбинат» Сергей Николаев. — Регулировать их присутствие может только антимонопольная служба, но до сих пор ни одна из сетей не превысила «порог присутствия» в 25%. Действовать другими методами тоже бесполезно. К примеру, в 2011 году был закрыт один из магазинов федеральной торговой сети. Сразу же в Вологду приехала целая команда краснодарских юристов, и торговую точку снова открыли».

«Дальнейшее расширение федерального ретейла влияет на работоспособность малого вологодского бизнеса, который практически вытеснили с рынка, — комментирует Александр Шумилов. — Такие торговые сети, как «Магнит» и «Пятерочка», тоже представляют собой магазины в шаговой доступности, поэтому уже заняли в городе этот сегмент рынка. Альтернативой для поддержки малого бизнеса может быть только широко развитая торговля продовольственными товарами местных производителей через нестационарные торговые объекты».

Проще говоря, вместо магазина малый бизнес может открыть, например, автолавку и только в этом случае привлечь потенциальных покупателей.
«Чем это закончится? — отвечает на вопрос экономист Константин Задумкин. — Конечно, рынок не резиновый, но в этом случае каждый ретейлер рассчитывает умереть последним. Для нас, потребителей, такая конкуренция только на руку. Нужно пользоваться ситуацией».

Несмотря на регулярные проверки, торговые сети в Вологде процветают. | Фото с сайта newsvo.ru

1463
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 05 апреля' 18 | Экономика

    Череповецкий «Киномир» всё-таки ушел с молотка

    215
    1
  • 08 марта' 18 | Среда обитания

    Если проект по обустройству Осановской рощи за 22 с половиной миллиона рублей будет реализован, в этой парковой зоне появится первая официальная площадка  для выгула и дрессуры собак

    760
    0
  • 20 февраля' 18 | Город

    Еще одна знаменитая вологодская столовая прекратила свое существование

    1250
    0
  • 24 апреля' 18 | Ситуация

    Вологжане дрались в очередях «Магнита» из-за... игрушек

    470
    0
  • 18 июля' 17 | Пожары

    Самая крупная ритейлерская сеть Вологодской области подсчитывает убытки от пожара в Череповце.

    71
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.